
Механические коробки передач медленно уходят в историю. Сегодня всё больше автомобилей ездит на «роботах», вариаторах и гидромеханике. Нужно ли говорить, что правила эксплуатации последних имеют целый ряд серьёзных отличий в сравнении с классическими МКПП? Так, один из наиболее проблемных вопросов – это практика использований нейтрали во всевозможных «автоматах». Попробуем разобраться, когда же на самом деле её нужно использовать, а когда этого всё-таки лучше не делать.
1. Когда нужно переводить АКПП в нейтраль?

Нейтраль на АКПП - преимущественно сервисный режим.
Несмотря на разницу в устройстве, технически нейтраль в автоматической коробке передач нужна для тех же целей, что и в механической. С её помощью осуществляется разрыв связи между двигателем и колёсами. Другой вопрос в том, в каких именно случаях используется обсуждаемый режим работы коробки передач. В автомобилях на «автомате» режим N нужен в первую очередь для решения сервисных и аварийных задач: буксировки, погрузки на эвакуатор, диагностики трансмиссии и т.п. В абсолютном большинстве случаев конструкция АКПП не подразумевает, что вы будете использовать режим N часто.
Некоторые бывалые автомобилисты, опасаясь за трансмиссию, рекомендуют использовать нейтраль при парковке на склонах. В этом случае коробка переводится в режим N, пока машина удерживается на тормозе, затем автомобиль ставится на ручник и только после этого коробка переводится в режим парковки.
2. «Но есть нюанс…»

Большинству автоматом переключение в нейтраль едва ли не вредно.
Как уже было отмечено выше, устройство автоматической коробки переключения передач таково, что оно не подразумевает регулярного использования N-режима в большинстве случаев. Следовательно, есть и некоторое меньшинство случаев. Так, с одной стороны, технической необходимости в переключении автоматических коробок в нейтральный режим при непродолжительных остановках – нет. А в случае с классической гидромеханикой и вариатором регулярное «дёргание» селектора быстрее навредит коробке, чем принесёт какую-то пользу автомобилисту. А всё потому, что в N-режиме у таких коробок резко снижается производительность масляного насоса, что самым негативным образом сказывается на здоровье агрегата. Особенно, при злоупотреблении нейтралью. С «роботами» ситуация сложнее, так как в основе они по сути являются всё той же «механикой», однако и здесь многие производители не рекомендуют злоупотреблять обсуждаемой передачей.

Исключение составляют некоторые роботы.
Но всё озвученное выше – общие рекомендации, которые при этом, к сожалению, не являются универсальными. Ибо на практике есть тот самый нюанс. Который зависит от конкретной модели автомобиля и его трансмиссии. Некоторые производители действительно рекомендуют использовать режим нейтрали при продолжительных остановках (более 30 секунд). Например, соответствующие упоминания встречаются в технических руководствах некоторых Toyota Auris. Справедливости ради, все эти машины оснащены именно «роботами». Для гидромеханического автоматам использования нейтрали – это всегда эксцесс.
3. Сколько топлива можно сэкономить с помощью нейтрали при АКПП коробке?

Сэкономить топливо не получится.
Нисколько. Эта откровенно вредительская байка ходит по интернету уже не первый год. Якобы использование N-режима в АКПП может помочь в экономии горючего. Например, при движении накатом или с горки. На самом же деле всё чего автомобилист добьётся таким образом – сломает коробку. Любое движение автомобиля с «автомата» на нейтрали – потенциально вредно. Особенно на большой скорости. Вообще АКПП в нейтральном режиме в принципе не дружит ни с высокими скоростями, ни с большими нагрузками. Именно по этой причине такие автомобили запрещено буксировать на скорости более 25-50 км/ч в зависимости от модели. Причём даже такой «черепаший» темп считается режимом чрезвычайной эксплуатации.
4. Так, а что со светофорами?

На светофорах коробку дёргать не стоит.
Ничего, как и с движением накатом. Не мешайте своему автомату жить жизнью, предусмотренной создателем и техническим руководством. Если в последнем применительно конкретно к вашей «ласточке» не указано обратного, то дёргать селектор в нейтральное положение на каждом светофоре не только бесполезно, но и откровенно вредно. Если машина неподвижна, то элементы конструкции гидромеханики или вариатора по большей части пребывают в состоянии покоя. В то время принудительное переключение селектора вынуждает их работать, когда этого делать не нужно. Иначе говоря, «тиская» без повода селектор, вы не только не экономите ресурс коробки, но и напротив – сокращаете его. Исключения из этого правила есть, но опять-таки, касаются они лишь «роботов».
А вот интересное видео с нашего канала - почему католические священники носят белый воротничок:
В продолжение темы читайте о том, какие бывают стили стрельбы из лука, и где какими пользовались.
