Простые формы с максимальной эффективностью использования стали основой советского конструктивизма, возникшего в противовес вычурности и обилия декора классической архитектуры. Авангардное пролетарское искусство стало единственным стилем, которым могла похвастаться Страна советов в качестве законодателя моды на строгость линий, геометризм, лаконичность форм, отказ от излишеств. Несмотря на то, что конструктивизм был очень популярен практически сотню лет назад, сохранившиеся объекты до сих пор способны удивлять, в чем легко убедиться прямо сейчас.
1. Дом культуры им. Русакова в Москве
ДК им. Русакова признан объектом культурного наследия России и входит в перечень Всемирного фонда памятников архитектуры (Москва). | Фото: steemit.com/ the-village.ru.
Самым известным советским архитектором-конструктивистом, снискавшим мировую славу, был Константин Мельников. Особенно популярен он стал после создания павильона СССР на выставке в Париже в 1925 г., когда снискал славу архитектора-новатора. Поскольку в это время взамен религиозных сооружений начали активно разрабатывать и возводить Дома культуры, буквально за два года Мельников спроектировал целых семь фантастических сооружений, пять из которых были реализованы в Москве, причем в кратчайшие сроки. Уже к 1930 г. были построены: ДК им. Русакова, клуб «Свобода» для мыльной фабрики, ДК завода «Каучук», Клуб Дорхимзавода им. Фрунзе, Клуб фабрики «Буревестник» и здание ДК им. Русакова (изначально Клуб Русакова Союза коммунальников).
Необычные формы Дома культуры Русакова впечатляют до сих пор. | Фото: liveinmsk.ru/ ru.wikipedia.org.
Последний из перечисленных центров культурно-массовой и просветительской работы, так во времена Советского Союза называли Дома культуры, является самым необычным и ярким шедевром архитектуры 1927-28 гг. Особенно это заметно со стороны фасада, выходящего на улицу Стромынка. С этой точки сооружение больше похоже на шестеренку с тремя зубьями, что стало своеобразной данью рабочим, для которых и возводился клуб. Огромные выступы не стали примитивной декорацией или деталью стилизации, в них автор проекта расположил балконы зрительного зала.
Подобный «вынос» за пределы здания был применен впервые в мире, ведь еще никто и никогда не делал балконы амфитеатра вне конструкции. Хотя не только «зубья шестеренки» подчеркивают принадлежность к стилю, но и железобетонный каркас, трансформируемые перегородки внутри помещения, которые позволяют объединять или делят внутреннее пространство, также не забыт принцип эффективности использования всего внутреннего объема и максимального повышения функционала.
2. Здание Госпрома в Харькове
Здание Госпрома в Харькове – лучший советский небоскреб начала прошлого века. | Фото: propertytimes.com.ua/ ngeorgij.livejournal.com.
Одним из самых масштабных и эффектных сооружений, созданных в стиле конструктивизма, считается Дом Государственной промышленности в Харькове, больше известное как здание Госпрома в Харькове. Этот огромный комплекс был рассчитан на размещение более чем 20 государственных организаций, в том числе таких советских гигантов как Промбанк и Госторг УССР.
Все корпуса комплекса соединены переходами-галереями (здание Госпрома, Харьков). | Фото: stroyobzor.ua/ red-atomic-tank.livejournal.com.
Интересный факт: Конкурс на лучший проект выиграли ленинградские архитекторы С.С. Серафимова, С.М. Кравца и М.Д. Фельгера, а курировал стройку лично Дзержинский. Столь масштабное сооружение в те времена считалось крупнейшим зданием Европы, ведь его высота достигала 63 м, а площадь внутреннего пространства — 60 тыс. м², что соответствует территории сразу трех кварталов большого города. Главной задумкой авторов было отсутствие части внутренних перегородок, это поспособствовало бы полной прозрачности здания во время заката.
Масштабное остекление сделало сооружение более эффектным (здание Госпрома, Харьков). | Фото: balakliets.kharkov.ua.
Несмотря на то, что здание построено из монолитного железобетона, массивным и грубым оно не смотрится. Это обусловлено сразу несколькими факторами: огромными площадями наружного остекления — 17 га (4,5 тыс. окон), разноэтажностью сразу нескольких корпусов и их геометрией расположения.
3. Здание Дома культуры им. Зуева в Москве
ДК им. Зуева – один из наиболее ярких и известных в мире образцов конструктивизма (Москва). | Фото: architectstyle.livejournal.com/ artkassir.ru.
ДК им. Зуева – один из самых ярких и известных образцов конструктивизма мирового масштаба. Его создателем стал архитектор Илья Голосов (1883 – 1945 гг.), который находился в то время под влиянием кубизма. По этой причине в конструкции самого здания можно сразу же заметить ассиметрично расположенные правильные геометрические формы здания. Главным композиционным центром этого масштабного объекта является вертикальный стеклянный цилиндр, вокруг которого и установлен весь корпус здания (как бы надет на него).
Эффектный цилиндрический главный корпус стал украшением не только фасада сооружения (ДК им. Зуева, Москва). | Фото: archi.ru/ commons.m.wikimedia.org.
Стильное остекление фасада, необычность форм, наличие большого зрительного зала, малого зала и группы репетиционных комнат – все эти помещения отличаются четкой и компактной композицией. Самым эффектным объектом внутреннего пространства является винтовая лестница, ведущая из фойе 1 этажа к зрительному залу и проходит она внутри стеклянного цилиндра.
4. Центральный телеграф на улице Тверской в Москве
Революционные идеи в архитектуре воплотились в проекте здания Центрального телеграфа (Москва). | Фото: vladimirtan.livejournal.com/ incrussia.ru.
Оригинальное здание Центрального телеграфа на Тверской стало первой ласточкой грандиозных преобразований главной улицы столицы, а значит — страны. Этот проект разрабатывал архитектор Иван Рерберг, прославившийся Киевским вокзалом и домами Северного страхового общества на Ильинке в Москве. Перед ним стояла очень сложная задача, ведь новый объект возводился среди шедевров «буржуазной» архитектуры, поэтому ему требовалось «создать памятник, достойный Москвы будущего».
Праздничное украшение здания Центрального телеграфа на Тверской (Москва). | Фото: m.russiainphoto.ru/ pastvu.com.
По сведениям редакции Novate.ru, этот проект вызвал немало споров, но Рерберг все же умудрился в дизайне огромного здания увязать и модные в те времена элементы конструктивизма, и рациональный модерн, и выдержать основную картинку исторического района города. Как бы ни усердствовали критики, выискивая недостатки и неувязки, но как ни крути, сооружение органично вписалось в уже устоявшийся облик Тверской.
5. «Белая башня» в Екатеринбурге
«Белая башня» – это водонапорная башня завода УЗТМ, являющаяся известным на весь мир памятником архитектуры (Екатеринбург). | Фото: archlikbez.ru/ hi-tech.mail.ru.
«Белая башня» – этот архитектурный памятник, получивший мировое признание, является водонапорной башней Уральского завода тяжелого машиностроения. Уникальное во всех отношениях сооружение спроектировал Моисей Рейшер. Возведение конструкции заняло совсем немало времени (1929 – 1931 гг.), но способ ее создания был действительно инновационным. Как оказалось, огромный резервуар был создан не склепкой деталей, а сваркой, хотя этот эксперимент окончился полным провалом. При наполнении водой, днище резервуара не выдержало и оторвалось, поэтому конструкторы были вынуждены сделать его железобетонным.
Жители Екатеринбурга стремятся вернуть былую славу «Белой башне». | Фото: architectureguru.ru/ archlikbez.ru.
Несмотря на то, что водонапорная башня в настоящее время не используется по назначению, свою роль как архитектурную доминанту этой местности выполняет до сих пор исправно, хотя и требует реконструкции, на которой настаивают и жители, и активисты города. Архитектурный образ 29 метровой водонапорной башни является классическим примером объединения функции, конструкции и формы, который стал образцом авангардной архитектуры начала прошлого века.
Не все архитектурные шедевры «дожили» до наших дней без потерь и каких-либо изменений, а то и кардинальных преобразований. Особенно интересными и заметными являются трансформации культовых сооружений, которые узнают в любой точке планеты.