После окончания Второй мировой войны в Советском Союзе оставались миллионы инвалидов с увечьями разной степени тяжести. Первые послевоенные годы были чрезвычайно тяжелыми. Далеко не все ветераны-инвалиды смогли самостоятельно вернуться хотя бы к подобию нормальной мирной жизни. К 1951 году по данным МВД в Союзе была уже целая «армия» граждан с увечьями, ведущими асоциальный образ жизни.
1. Как ветераны-инвалиды портили «сталинский триумф»
После войны было сложно. |Фото: sb.by.
Каждый год где-то в районе 9 мая интернет наполняется статьями о советских ветеранах-инвалидах и о том, что с ними случилось после Второй мировой войны. Увы, в большинстве случаев подобные материалы продвигают примерно следующие тезисы. Первый: абсолютно всех инвалидов-ветеранов ужасный Виссарионович чуть ли не лично отвез на «Черном воронке» в дом инвалидов. Второй: дома инвалидов в Советском Союзе – это почти как лагеря смерти в Третьем рейхе. Третий: бедные-несчастные «самовары» мозолили советской власти глаза и портили вкус триумфа, а потому от них решили избавиться.
Братские могилы по всей стране. |Фото: yaplakal.com.
Нужно ли говорить о том, что подобные тезисы или сильно искажены, или являются прямой ложью? При этом смешнее всего читать про какой-то «триумф» советской власти в 1945 году, который якобы портили одним своими видом инвалиды войны. Здесь впору спросить: а «лунный пейзаж» от Польши до Москвы никакой «триумф» советской власти не портил? Лежащие в руинах Брест, Минск, Киев, Сталино (Донецк), Вильнюс, Севастополь, Смоленск, Сталинград (Волгоград) и еще сотни разрушенных городов точно не оставляли после 9 мая 1945 у большевистской власти никакого горького послевкусия? А как насчет 5 295 сожжённых гитлеровцами деревень в одной только БССР? А братские могилы с массовыми звездами от пригорода Москвы до улиц Берлина ни на что не намекали советской номенклатуре, по мнению некоторых творцов?
Тяжелое было время. |Фото: ya.ru.
Безусловно, чиновники в Советском Союзе как и в любой стране были очень разные. Но некоторые люди почему-то забывают, что очень многие из той самой «партийной номенклатуры» в годы войны обеспечивали работу тыла. Они же на оккупированной территории налаживали работу партизанских отрядов и подполья. 9 мая 1945 года – это безусловно горький триумф советского народа. Вот только некоторые почему-то упускают из вида, что в условиях этого «триумфа» никто на лаврах не почивал: уничтоженная экономика, голод 1946-1947 годов, расцвет бандитизма, нацистское и националистическое подполье в западных районах страны, начало холодной войны с США – это лишь наиболее значимые проблемы, с которыми столкнулось советское руководство после Победы. Такой вот был «триумф». И, конечно же, инвалиды. Миллионы инвалидов…
2. Сколько людей – столько судеб… и историй
Попрошайки быстро попадают под влияние ОПГ. |Фото: 45stupeni.ru.
По современным подсчетам Советский Союз потерял в Великой Отечественной войне 27 млн человеческих жизней, большая часть которых – это мирное население. И это не считая тех, кто умер по тем или иным причинам сразу после войны от ран, болезней, недоедания. При этом по подсчетам Военно-медицинского музея Санкт-Петербурга ранения в годы войны получило 46.25 млн советских граждан. Из них около 10 млн – это инвалиды разной степени тяжести. Одних только одноруких было около 3 млн. Порядка 1.1 млн осталось без двух рук. Более 200 тысяч осталось без одного глаза или без зрения в принципе. Почти 800 тысяч перенесли тяжелейшие ранения в голову.
И здесь для понимания проблемы важно сделать небольшое «лирическое» отступление. Вот представьте, что вы молодой мужик 20 лет. Только создали семью. Ушли на фронт. Вернулись инвалидом. Хорошо, если семья выжила. А каково ей будет жить с такой обузой? После войны и так тяжело. Не лучше ли отпустить? Безусловно, сколько людей – столько историй. Кого-то и сами семьи бросали… А кто-то жил вместе, несмотря ни на что. А что, если семья погибла? Не в смысле жена, а в смысле вся семья до последней тетки – вот сожгли гитлеровцы деревню со всей родней и нет никого у вас больше! Нужно ли говорить, что в таких страшных условиях человеку-инвалиду сложно не сломаться. Многие находили в себе силы жить и бороться. Но многие шли по наклонной: подавались в попрошайки, а со временем принимались искать выход на дне бутылки. Поэтому, прежде чем сокрушаться об «ужасах» советских домов для инвалидов после войны, было бы неплохо попытаться погрузиться в контекст той эпохи.
3. Проблема попрошайничества глазами милиции
Сколько людей - столько судеб. |Фото: mail.ru.
Как показывает практика, многие граждане слабо себе представляют, что такое попрошайничество на самом деле. Человек, который просит милостыню, чаще всего не работает. В силу особенностей своего заработка, морального состояния (депрессии) и образа жизни он (как правило) очень быстро начинает вести асоциальный образ жизни. Чаще всего попрошайки начинают злоупотреблять спиртным. Рано или поздно такой образ жизни сведет человека с представителями криминального мира, которые начнут использовать беспомощного для заработка денег. Фактически гражданин с паперти превращается в раба какой-нибудь организованной преступной группы.
Конечно же, находятся те, кто пытается сопротивляться уголовникам. Тогда последние ломают человека с помощью различных издевательств или даже убивают его в назидание другим попрошайкам. Таким образом исключительно безобидное на первый взгляд попрошайничество провоцирует целую лавину криминала. И вот только за вторую половину 1951 года советская милиция задерживает 107 тысяч попрошаек, из которых по данным МВД СССР почти 70% — это инвалиды-ветераны труда или фронта. В 1952 году было задержано около 180 тысяч попрошаек. При этом стоит напомнить, что инвалидов войны в СССР было около 10 млн человек. Таким образом даже при учете того, что в руки милиции попадали не все попрошайки, можно сделать два важных вывода. Первый – подавляющее большинство калек все-таки смогло социализироваться, вернулось в семьи или создало новые. Второй – несмотря на то, что большинство инвалидов как-то устроилось в мирной жизни, было немало и тех, кто оказался за бортом… И эти люди представляли опасность, в первую очередь для себя самих.
4. Так что же сделали с инвалидами войны?
Многие вернулись к нормальной жизни. |Фото: mail.ru.
Как показывает статистика, большинство инвалидов войны и труда все-таки смогло самостоятельно устроиться в мирной жизни. Эти люди или вернулись в семьи, или создавали новые, или жили в одиночестве, но самостоятельно трудились. Государство создавало для инвалидов артели (малые предприятия), где они могли трудиться, выполняя ту или иную работу будучи хоть безрукими, хоть безногими, хоть слепыми. Так же инвалидам помогали переучиваться или получать новые специальности. Многие советские граждане демонстрировали просто потрясающую тягу к жизни несмотря ни на что.
Лев Разумовский. |Фото: mavink.com.
Например, можно вспомнить советского скульптора Льва Самсоновича Разумовского. В 1942 году эвакуирован подростком из блокадного Ленинграда. В 1943 году ушел на фронт добровольцем. В 1944 году потерял левую руку в боях за Петрозаводск. Комиссован в 1945-м. Несмотря на увечье, поступил в отделение скульптуры Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Создал множество скульптур, работал профессиональным художником детской игрушки, писал документальные повести и рассказы о войне.
Зинаида Марченко. |Фото: fotostrana.ru.
Другой пример, куда более драматический: Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко. Старшина медицинской службы. За 8 месяцев войны вынесла 123 раненых. В феврале 1943 в боях за станцию Горшечное Курской области получила тяжелое ранение и пролежала среди трупов товарищей почти сутки. Получила обморожение конечностей, в результате чего лишилась рук и ног. После войны жила в Полоцке (Беларусь), занималась общественной деятельностью. Дожила до 1980 года. Почти всю жизнь проработала диктором на радио.
Эдуард Асадов. |Фото: livejournal.com.
Еще пример: Эдуард Аркадьевич Асадов. В мае 1944 года в боях за Севастополь получил тяжелейшее ранение лица. Уже теряя сознание, все-таки довез боеприпасы к товарищам на передовой. Врачи в госпитале смогли спасти жизнь уроженца Туркменской АССР, но не смогли спасти глаза. После войны уже будучи слепым получил высшее образование, стал поэтом и прозаиком.
Советские инвалиды за работой в артели. ¦Фото: ok.ru.
И подобных примеров великое множество. Да, не все инвалиды стали выдающимися писателями или скульпторами. Но все-таки подавляющее большинство, несмотря на увечья физические и душевные, смогло найти себя в послевоенной жизни. Конечно же, были и те, кто надломился и пошел по наклонной. А еще были те, кто боролся, но остался без родни и не мог о себе самостоятельно позаботиться в достаточной мере. Поэтому заботу о надломившихся и беспомощных по возможности брало на себя государство. Таких инвалидов свозили в специальные пансионаты. Там о них заботился медицинский персонал. Те, кто мог делать хоть что-то (и не уходил в жесткое «отрицалово» из-за психологических проблем), учились, осваивали новые специальности и трудились во все тех же артелях. Конечно, жизнь в доме инвалидов была непростой, даже при самом заботливом персонале. Однако, это было куда лучше для подобных людей, нежели остаться на улице предоставленным сами себе наедине со своим горем…
Что же касается того самого «зловещего» 1951 года, то в тот год был подписан закон «О борьбе с нищенством и антиобщественными паразитическими элементами». Направлена эта борьба была как раз против инвалидов-попрошаек, которых стали добровольно-принудительно свозить в пансионаты. При этом большинства инвалидов войны все-таки устроившихся в жизни данный закон никак не коснулся. С ними никто ничего не делал.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, с чем ветераны Великой Отечественной войны возвращались домой из Германии.