Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0

Какие вертолеты способны к поднятию самых тяжелых грузов?/ Фото: rbc.ru

Какие вертолеты способны к поднятию самых тяжелых грузов?/ Фото: rbc.ru

С момента появления первого вертолета прошло уже больше ста лет. За этот период летательные аппараты всячески модернизировались, становились лучше и функциональнее. И если самые ранние разработки едва ли могли поднять в воздух 1-2 человека, современные потомки транспортируют груз весом в несколько десятков тонн.


1. B-12



B-12 был показан широкой публике в 1967 году/ Фото: aviation21.ru

B-12 был показан широкой публике в 1967 году/ Фото: aviation21.ru

Открывает рейтинг детище Конструкторского бюро имени М. Л. Миля, которое в 1967 году презентовало тяжелый вертолет B-12. И речь идет не просто о революционной авиатехнике, а о летательном аппарате, собравшему около 8 мировых рекордов. Вряд ли они будут побиты в ближайшее время. Имея вес в 105 тонн, B-12 развивал скорость в 260 км/ч, а также мог перевозить до 44,2 тонны груза, поднимая его на высоту свыше 2 км.

Предприятие приступило к разработке этого вертолета после получения государственного заказа от Министерства обороны СССР, в котором сообщалось о необходимости создания транспорта для перевозки ракет. В связи с этим у модели был классический самолетный фюзеляж, имеющий 37 м длины, а также крыло обратного сужения с двумя газотурбинными агрегатами Д-25 ВФ на каждом. Мощность одного двигателя составляла 6500 л. с. Диаметр винтов составлял 35 м.

Вертолет поднялся над землей в июне 1967 года, а уже спустя несколько лет ему удалось вызвать восторг у посетителей авиационной выставки в Ле-Бурже. Изначально его планировали назвать Ми-12, но на тот момент он не представлял особой ценности для армейцев, а в народном хозяйстве для машины не было задач.

Таким образом, даже вопреки всем достоинствам и эксплуатационным качествам В-12 так и не поступил в серийное производство, поскольку его посчитали экономически нецелесообразным, и проект пришлось закрыть. Всего мир увидело 2 вертолета, которые вскоре стали музейными экспонатами и больше никогда не поднялись в воздух.

2. Ми-26



Ми-26 может взлететь на 2 км с нагрузкой почти 57 тонн/ Фото: naukatehnika.com

Ми-26 может взлететь на 2 км с нагрузкой почти 57 тонн/ Фото: naukatehnika.com

Параллельно с созданием B-12, завод Миля занимался усовершенствованием популярной на то время модели Ми-6. В результате был разработан новый вертолет Ми-26, совершивший первый полет в декабре 1977 года. Как и предыдущий герой рейтинга, машина сразу приступила к совершению мировых рекордов, получив 14 титулов. Кстати, до сегодняшнего дня модель является чемпионом по подъему 25-тонного груза на высоту свыше 4,5 км, а также взлет на высоту в 2 км с полной взлетной нагрузкой 56768 кг.

Вертолет стали производить серийно в 1980 году на заводе в Ростове-на-Дону. Он получил две газотурбинных установки, суммарная мощность которых достигала 22,8 тыс. л.с. Наружная подвеска рассчитана на транспортировку грузов до 15 тонн, сохраняя при этом скорость в 295 км/ч. В таком состоянии вертолет сможет пролететь больше 600 км.

Столь внушительные характеристики сразу заинтересовали заказчиков как из СССР, так и из зарубежных стран. До сих пор машину используют в качестве военно-транспортной авиатехники. Часть Ми-12 находится на вооружении в некоторых странах постсоветского пространства. Всего с конвейера сошло свыше 320 вертолетов, но их производство не прекратилось.

3. Sikorsky CH-53E Super Stallion



Sikorsky CH-53E Super Stallion весит около 33 тонн/ Фото: istockphoto.com

Sikorsky CH-53E Super Stallion весит около 33 тонн/ Фото: istockphoto.com

Американская авиационная промышленность не ставила такого приоритета на выпуск сверхгрузоподъемных самолетов, как это делали в СССР. Единственным экземпляром, подходящим под эти критерии, стала тяжелая модель Sikorsky CH-53E Super Stallion весом свыше 33 тонн и грузоподъемностью 16,5 тонн на наружной подвеске.

Машину начали разрабатывать в 1971 году после получения федерального заказа от корпуса морской пехоты США. Военные нуждались в мощном летательном аппарате с отличным транспортным потенциалом и увеличенной вместимостью фюзеляжа.

При этом она должна превзойти уже имеющуюся на балансе серию Sea Stallion. От последней Sikorsky CH-53E Super Stallion получил примерно 50% компонентов, но был доукомплектован дополнительным 3-м двигателем, переработанными винтами, а также платформой дозаправки в воздухе посредством специальной штанги. Также в вертолете появилось множество композитных деталей и элементов из легких сплавов.

Вертолет впервые поднялся в воздух в 1974 году, однако испытательный образец потерпел крушение, поэтому повторные полеты произошли только через год. Модель поступила на конвейер лишь в 1980 году, но оказалась на вооружении еще позже. До сих пор Sikorsky CH-53E Super Stallion пользуется статусом самого тяжелого вертолета, созданного США.

4. Ми-6



Ми-6 смог поднять 12 тонн почти на 2,5 км/ Фото: warfor.me

Ми-6 смог поднять 12 тонн почти на 2,5 км/ Фото: warfor.me

Четвертую строчку рейтинга уверенно занял первый рекордсмен среди вертолетов-тяжеловесов Ми-6, созданный Конструкторским бюро Миля в 1954 году. Машина совершила свой первый полет в июне 1957 года, и уже через пару месяцев побила мировой рекорд по грузоподъемности. Ей удалось поднять груз в 12 тонн на высоту 2432 метра.

На то время достижения советского вертолета были феноменальными для публики со всего мира. Зарубежные эксперты не могли поверить в то, что советские конструкторы создали летательный аппарат, которому удалось превзойти по грузоподъемности американский S-56. Предприятие Sikorsky пыталось предложить свою альтернативу и даже разрабатывало несколько концептов. Правда, ни один из них не смог опередить советский Ми-6.

Кроме внушительных габаритов, Ми-6 имел и ряд технических особенностей. Например, вертолет получил уникальную конструкцию с одновинтовым исполнением, фюзеляж с обтекаемыми поверхностями, как у самолетов, а также увеличенную вместимость грузового отсека с люком сзади.

Изначально вертолет укомплектовали управляемым крылом, что позволило разгрузить несущий винт в крейсерском полете и увеличить скорость движения. Во время испытаний в 1961 году модель преодолела отметку в 300 км/ч, что на тот момент было абсолютным рекордом.

Всего Ми-6 стал 16-кратным чемпионом по различным показателям. Отдельные версии и модификации модели сумели послужить в ряде операций. Так, в 1965 году советский «тяжеловес» Ми-6ПС участвовал в поиске космических аппаратов, совершивших посадку в неизвестном месте. Серии Ми-6ПЖ использовались для ликвидации пожаров в лесах. С 1959 по 1980 года с конвейера сошло около 900 экземпляров.

5. Boeing CH-47 Chinook



Boeing CH-47 Chinook имеет нестандартную конфигурацию с двумя винтами/ Фото: aeroflap.com.br

Boeing CH-47 Chinook имеет нестандартную конфигурацию с двумя винтами/ Фото: aeroflap.com.br

Перед нами – легендарный американский вертолет, ставший наиболее популярной транспортной моделью как в самих Соединенных Штатах, так и в союзных государствах. Boeing CH-47 Chinook начали разрабатывать в 1956 году, при этом для сборки была использовала нестандартная продольная схема с двумя винтами. Ранее подобная конфигурация применялась КБ Яковлева и компаниями Piasecki и Bristol, но широкого распространения она не получила.

Ключевое преимущество Boeing CH-47 Chinook – его вместительный грузовой отсек. При весе в 24,5 тонны вертолет может поднять в воздух груз до 12,2 тонны, развивая при этом скорость в 285 км/ч при максимальной высоте полета 3,1 км.

Машина поступила на вооружение в 1962 году и сразу же отправилась во Вьетнам, став очень полезной моделью для ведения боевых действий. Правда, большая часть «Чинуков» была ликвидирована врагом и потерпела крушения.

Однако у военных остались положительные впечатления об этой модели, поэтому она до сих пор активно эксплуатируется в различных странах мира, включая Японию и Италию, где, к слову, вертолет выпускали по договоренности.

6. AgustaWestland AW101



AgustaWestland AW101 начали разрабатывать в 1981 году/ Фото: free3d.com

AgustaWestland AW101 начали разрабатывать в 1981 году/ Фото: free3d.com

Европейские производители вертолетов никогда не выпускали что-то похожее на Ми-24. Если говорить о самом тяжелом транспортном аппарате родом из Европы, то им стал совместный проект итало-британских конструкторов AgustaWestland AW101.

Машину начали разрабатывать еще в 1981 году, а ее первые испытания были проведены в 1987 году. Но на фоне финансовых проблем и крушения первого образца конвейерное производство постоянно переносили. Заказчики из Англии и Италии не могли четко составить список необходимого количества вертолетов. И лишь растущий спрос со стороны иностранных покупателей стал причиной начала серийного выпуска в 2000-х.

На борту AgustaWestland AW101 установлено три силовых агрегата, суммарная мощность которых составляет 6300 л. с.. Вертолет имеет вес в 15,6 тонны, а также рассчитан на транспортировку грузов до 5 тонн в грузовом отсеке или 5,4 тонны – на внешнем отсеке.

Скорость полета составляет 309 км/ч, а предельная высота подъема в воздух – 4570 метров. Дальность полета доходит до 1130 км. По многим параметрам AgustaWestland AW101 выглядит революционно, в том числе и для американцев, где он производился серийно под маркировкой VH-71 Kestrel на заводе Lockheed Martin.

Следует отметить, что из-за своей надежности и эффективности машина даже используется американским президентом и является главным «бортом» для главы Белого дома. Еще вертолет производят по лицензии в Японии и продают в 5 странах.

7. Ми-10: «летающий кран»



В Ми-10 отсутствуют грузовой отсек и фюзеляж/ Фото: wikipedia.org

В Ми-10 отсутствуют грузовой отсек и фюзеляж/ Фото: wikipedia.org

После совершения первого полета Ми-6 Конструкторское бюро Миля начало разрабатывать новую линейку – Ми-10, которую даже прозвали «летающим краном». Вертолет поднялся в воздух в 1960 году. Он создан на базе Ми-6, но с некоторыми конструктивными улучшениями.

Например, в модели отсутствовал большой грузовой отсек и фюзеляж, что позволило уменьшить вес конструкции. Также вертолету не нужен внушительный запас топлива. На борту установлено 4-опорное шасси, позволяющее «садиться» на груз до 3,5 метров в высоту или доставлять их на платформе под фюзеляж. На свет вышло несколько вариантов вертолета: для доставки полевых лабораторий, для радиолокационной разведки и для специальных строительных работ.



Интересно также узнать про 8 лучших дальнобойных винтовок мира, эффективно поражающих цели.


Обратите внимание:







7603
22.06.2023 10:25
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё