Авиационный спирт – как много «интересного» рассказано об этом веществе на просторах интернета. В последнее время историй о том, что некоторые советские самолеты заправлялись чистейшим спиртом, становится все больше. Само собой, не обходится и без намеков на то, что техники и летчики от такой «радости» регулярно использовали свое служебное положение для извлечения ценной жидкой валюты в собственных нуждах. Как же обстоят дела на самом деле?
На спирте самолеты не летают. /Фото: komotoz.ru.
Заправляли ли МиГ-25 чистым спиртом? Ответ на данный вопрос зависит от того, что именно вопрошающий подразумевает под словом «заправка». Дело в том, что многие люди по ошибке думают, что самолеты могут летать на спирте. Это не так. Все советские (и не только) самолеты используют в качестве горючего авиационный керосин. Так как только керосин при сгорании способен дать достаточно мощности для того, чтобы поднять крылатую машину в небо. Если бы этанол можно было в принципе использовать в качестве горючего для самолетов, то он скорее всего бы очень быстро напрочь вытеснил керосин.
Спирт используется системой охлаждения электрооборудования и дыхательной системы пилота. /Фото: livejournal.com.
В то же время стоит знать и понимать, что спирт (в первую очередь этанол) используется в авиации самым широким образом. В первую очередь применяют данное вещество для технических целей: промывки систем и оборудования. В некоторых в том числе советских самолетах, например, бомбардировщиках Ту-22 и МиГ-25 спирт использовался в качестве охлаждающей жидкости. Как несложно догадаться, самолет серьезно греется во время полета, особенно на большой высоте или сверхзвуковой скорости. А спирт демонстрирует отличные характеристики в области выведения тепла. Строго говоря, использовался не чистый спирт, а водно-спиртовой раствор. Также спирт может использоваться в системе против обледенения фюзеляжа и закрылок.
Спирт также используется для защиты от обледенения. /Фото: karopka.ru.
Теперь, что касается использования авиационного спирта не по назначению. Здесь можно сказать только одно: в сети злоупотребляют трансляцией частных случаев на повсеместную практику. Простой житейский пример: в медицинских учреждениях спирт используется самым широким образом, однако врачи, фельдшера и медсестры от этого почему-то поголовно не спиваются прямо на рабочем месте. Безусловно, нерадивые авиатехники были и будут существовать. Однако все это – исключения. В советские времена попасться пьяным на службе, особенно в формировании, базирующемся где-нибудь в Восточной Германии – страшнейший залет. Подобные места были очень престижными (и хорошо оплачиваемыми) и за них люди как правило держались.
Спирты используются во многих отраслях, но орд пьяных от этого почему-то не появляется. /Фото: авиару.рф.
Хотя, конечно, отдельные «алкогольные» случаи как это часто бывает оказались достаточными для рождения целой мифологии вокруг авиационного этанола. Здесь впору вспомнить неприличный, но крайне жизненный анекдот про Джека, которого никто не зовет «строителем мостов».
В продолжение темы читайте о том, как и для чего используется самый большой самолет в мире Ан-225.