Агентство NASA и корпорация Lockheed Martin презентовали первый опытный образец экспериментального самолета со сверхзвуковой скоростью полета под названием X-59 QueSST. Демонстрация летательного аппарата состоялась в городе Палмдейл (штат Калифорния) и показывалась в прямом эфире на YouTube-канале NASA. Ключевой особенностью презентованной новинки стал минимальный уровень шума во время преодоления звукового барьера.
1. Все началось с идеи
Новый самолет, вид спереди/ Фото: newsbytesapp.com
Технологии не стоят на месте и постоянно развиваются. И в сфере авиационной промышленности наблюдаются глобальные изменения, указывающие на то, что грядет новая эра в мире авиации.
Ярким примером тому является недавно увидевший свет сверхзвуковой бесшумный самолет Х-59 QueSST, ставший совместной разработкой NASA и Lockheed Martin. Работы над его созданием начались еще в 2016 году, и вот в начале 2024 года публике был представлен готовый образец новой машины.
X-59 QueSST в ангаре/ Фото: ixbt.com
NASA планирует использовать данный экспериментальный проект для сбора данных, необходимых для повышения эффективности авиационной логистики, а также стать первооткрывателем на рынке коммерческой авиации нового поколения. В будущем на основе этой модели будут создаваться гражданские суда для перевозок на скоростях выше скорости звука.
Как отмечает Пэм Мелрой: «Для нас этого стало невероятным успехом, к которому нам удалось дойти за счет совместного труда всей команды и партнеров. За относительно короткий промежуток времени мы сумели воплотить нашу амбициозную идею в жизнь и реализовать задуманное. Мы уверены, что Х-59 изменит понимание о воздушных путешествиях и позволит преодолевать огромные расстояния намного быстрее».
Мелрой и ряд других представителей агентства участвовали в показе самолета миссии Х-59.
2. Уникальные дизайн и конструкция
Удлиненный нос летательной машины занимает треть фюзеляжа/ Фото: ainonline.com
С целью уменьшения ударной волны и звука при полете на сверхзвуковых скоростях, инженеры видоизменили привычный дизайн и конструктивное исполнение самолета. Модель обладает удлиненным носом, который больше напоминает иглу и занимает 1/3 фюзеляжа.
У X-59 QueSST внушительные тактико-технические характеристики и эксплуатационные свойства. Длина фюзеляжа достигает 29 метров, а размах крыльев равен 9 метрам. В качестве силового агрегата используется мощный двигатель General Electric F414, обеспечивающий разгон до 1,5 Маха на высотах в 16,8 км.
Из-за увеличенной длины носа самолет получил потрясающие аэродинамические показатели, а внутри кабины установлен прогрессивный электронный комплекс мониторинга с видеокамерами, улучшающими обзор. Теперь в кабине нет привычного окна, которое выходит вперед, так как его полностью заменяет электронное оборудование и несколько мониторов с 4К-разрешением.
Размещение силового агрегата в верхней части и наличие гладкой нижней устраняет сливание ударных волн в задней части, что становится причиной звуковых ударов в другой технике.
3. Цели и назначение Х-59
Новый лайнер может летать в 1,4 раза быстрее звука/ Фото: avgeekery.com
На данный момент Х-59 размещен в центральном комплексе миссии QueSST NASA, которая осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для пересмотра отношения контролирующих служб к сверхзвуковым полетам в пределах материка.
На протяжении более чем полувека американское правительство и ряд других стран ограничивали такую возможность из-за избыточного шума при преодолении звукового барьера.
Сообщается, что Х-59 сможет развить внушительную скорость, в 1,4-раза превышающую скорость звука. Передовые технологии и конструкция модели позволяют летать на рекордных скоростях, издавая при этом намного меньше шума. Один из руководителей НАСА, Боб Пирс, говорит, что корпорации максимально приятно оценивать перспективы проекта и его дальнейшего развития:
«Мы уверены в том, что Х-59 изменит индустрию коммерческих полетов и позволит бесшумно летать на сверхзвуковых скоростях. Мы делаем это для того, чтобы задействовать новые рынки на территории США и открыть мир безграничных путешествий по всей планете».
4. Испытания
Сверхзвуковой лайнер после презентации и перед испытаниями/ Фото: topwar.ru
После успешного развертывания миссии Х-59 команда создателей будет участвовать в дальнейших мероприятиях по адаптации самолета к наземным испытаниям и первой эксплуатации по прямому назначению. Речь идет о проверке бортовых систем, запуске силовых агрегатов, а также оценке руления.
Сообщается, что первый полет будет совершен немного позднее в 2024 году, после чего самолет выполнит свое бесшумное путешествие. Большая часть летных испытаний запланирована на территории предприятия Skunk Works до того, как опытный экземпляр поступит в Центр летных исследований имени Армстронга в Калифорнии, где размещена операционная платформа для данной модели.
После завершения всех проверок самолет будет испытан над некоторыми американскими городами для сбора данных о звуке, создаваемом во время полета, а также о его восприятии людьми. Информация будет передана Федеральному управлению гражданской авиации и регулирующим органам из разных стран мира.
Интересно также узнать, чем МиГ-15 в свое время удивил американцев, и сколько США были готовы заплатить за его угон.