Специалисты британской «Conflict Armament Research» обнародовали данные о результатах исследования захваченных в ходе конфликта остатков беспилотника «Герань-2». Беспилотники марки «Герань» появились у российской армии еще в 2022 году. Сразу после этого в сети стали ходить многочисленные спекуляции на тему о том, что в действительности новый российский беспилотник – это ни что иное как иранский Shahed-136. И вот теперь британское исследование обломков ставит жирную точку в прошлогоднем споре.
Обломки Герани-2. |Фото: themoscowtimes.com.
«Conflict Armament Research» (CAR) — это британская следственная организация, которая занимается отслеживанием передвижений обычных вооружений, боеприпасов для них, а также военных материалов. Задача CAR сводится к тому, чтобы следить за международной торговлей оружием и идентифицировать возможных поставщиков. Официально CAR работает в первую очередь в области надзора за террористическими и повстанческими организациями. Однако, как показывают последние события, сфера интереса и полномочий британского агентства намного шире.
Серьезное оружие. |Фото: ВКонтакте.
Еще в 2022 году весь интернет ломал копья на тему о том, что российские «Герани» — это на самом деле всего лишь иранские БПЛА Shahed-136, прошедшие процедуру перемаркировки. Такие заявления были отнюдь не безосновательны, так как внешний вид двух беспилотников страшно похож. Позднее, в феврале 2023 года стали появляется первые сведения о том, что в России, в Татарстане якобы строится завод для локального производства тех самых ударных БПЛА. Пока военное ведомство России, как и полагается, занималось «правдоподобным отрицанием», западные СМИ тиражировали снимки, якобы обнародованные разведкой США и Великобритании и подтверждающие существование того самого завода.
Иранские или российские? |Фото: flot2017.com.
И вот в июле 2023 года в руки украинской армии попали обломки «Герани-2» в высокой степени сохранности. Остатки беспилотника были переданы британским специалистам из CAR. Вскрытие беспилотного летательного аппарата российской армии позволило британцам сделать несколько интересных выводов и главный среди них – «Герань-2» совершенно точно имеет российскую, а не иранскую прописку. Такой вывод позволяет сделать анализ уцелевших компонентов БПЛА. При этом англичане все равно считают, что изначально «Герань» все-таки была не российской, а иранской разработкой. Тем не менее, препарированная модель явно произведена в России.
Производство по всей видимости налажено в России. ¦Фото: solenka.info.
Такое заключение позволяет делать три ключевых момента. Во-первых, в «Герань-2» используется блок спутниковой навигации российского производства, основанный на системе «Комета». Также в отличие от иранского Shahed-136 у российской «Герани» антенны находятся внутри фюзеляжа. Во-вторых, корпус «Герани» выполнен из стекловолокна и имеет армирование углеродистым волокном, в то время как в иранских «Shahed» используется многослойный ячеистый корпус. В-третьих, в «Герани» используется уникальная система старта и управления полетом. Перечисленные отличия основные, но далеко не единственные. При этом исследованный БПЛА по словам специалистов британской CAR отнюдь не на 100% российский в плане комплектующих. По словам западных специалистов помимо российских деталей в «Герани» используются компоненты из еще 22 стран мира, включая Китай, Соединенные Штаты и ряд стран Европейского Союза.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, как в руки к российскому спецназу попал интереснейший трофей – «Black Hornet».