
Несколько месяцев назад западный сегмент интернета облетели фотографии нового судна для транспортировки фруктовых и овощных соков. Вышедший в свой первый рейс MV Atlantic Orchard привлёк внимание общественности не своими характеристиками, не модным окрасом и даже не впечатляющими габаритами. Всё внимание публики было приковано к четырём 26-метровым бездымным трубам вдоль корпуса танкера. Так что же это вообще за штуки такие?

А это и не трубы.
В 1852 году немецкий учёный Генрих Магнус открыл новое физическое явление. Берлинский исследователь обнаружил, что при обтекании вращающегося тела потоком газа или жидкости образуется представительная сила, воздействующая на это тело перпендикулярно относительно движения потока. Возможным это становиться благодаря тому, что вращающееся тело создаёт вихревые потоки, которые в свою очередь провоцируют образование в воздухе или жидкости участков с разным давлением. В итоге всё это приводит к образованию полезного усилия. Открытый в середине XIX столетия эффект Магнуса в итоге нашёл самое широкое применение в технике (аэродинамике).

Шхуна Букау.
Так вот, загадочные трубы на современных кораблях – это вовсе никакие не дымоходы, а так называемые трубопаруса, в основе работы которых и лежит тот самый эффект Магнуса. При этом важно подчеркнуть, что турбопаруса – это отнюдь не современное изобретение. Изобрели их еще в начале XX столетия. Что особенно иронично в нашем случае, и здесь не обошлось без тевтонцев! Так, первый судовой движитель на эффекте Магнуса был сконструирован немецким инженером Антоном Флеттнером в 1924 году. Первым судном с 13-метровыми турбопарусами стала небольшая шхуна «Букау». В том же году корабль доказал жизнеспособность и перспективность технологии Флеттнера, совершив атлантических переход с использованием нового движителя. На волне успеха «Букау», в последующие годы в мире появилось еще несколько судов на турбопарусах.

Сегодня ставят на самые разные суда.
Однако, в дальнейшем от технологии «забыли». Из-за кризиса и войны о турбопарусах не вспоминали вплоть до 1970-х годов, пока ими не заинтересовался французский мореплаватель и исследователь Жак-Ив Кусто. В 1980-х годах начался ренессанс судов на роторе Флеттнера. Подобные движители принялись ставить на шхуны, яхты и даже сухогрузы. Само собой, было бы наивно полагать, что судно приводиться в движение турбопарусом. Нет, подобные суда, как и раньше приводятся в движение в первую очередь при помощи двигателе внутреннего сгорания и электромоторов. Однако, вместе с ними используется тот самый ротор Флеттнера, который, по сути, позволят заметно улучшить аэродинамические показатели корабля. А это в свою очередь ведёт к экономии топлива. При этом сами паруса несмотря на впечатляющий впечатляющие габариты стоят относительно недорого.

Помогают экономить горючее.
Насколько существенна эта экономия? Турбопаруса Флеттнера позволяют сократить расход горючего на 5-10%. На первый взгляд это немного, однако при длительной эксплуатации судна «на круг» получается отнюдь не душная сумма. Особенно если речь идёт не о какой-то крошечной шхуне, а об огромном танкере или сухогрузе. Что показательно, в последние годы в мире появляется всё больше крупных торговых судов, оснащённых движителями немецкого конструктора. При этом помимо чисто материальной выгоды, турбопаруса несут компаниям и репутационные выгоды. Так, в последние несколько лет движители Флеттнера всё чаще преподноситься как одна из прорывных «зелёных» технологий. Справедливости ради, здесь представители бизнеса ни разу не лукавят, хотя и несколько преувеличивают позитивный эффект для окружающей среды.

Полезнейшая штуковина.
А вот интересное видео с нашего канала - куда и почему из российских рек и озер почти полностью исчезли осетровые рыбы:
В продолжение темы читайте о том, почему у автомобиля падает динамика: 10 главных причин.
