
Советский Союз прилагал огромные усилия для того, чтобы как можно дольше сохранить в тайне местоположение исследовательских центров и производственных объектов атомной и ракетной программы. Нужно ли говорить, что американцы в свою очередь прилагали не менее значительные усилия для поиска этих объектов. И к сожалению для Страны Советов, отыскать большинство из этих объектов у ЦРУ получить намного раньше, чем того хотелось бы стране победившего социализма.

Сердце ядерной программы СССР было под Арзамасом.
Уже к концу первой половины 1950-х годов американская разведка имела в целом неплохое представление о месте концентрации ключевых исследовательских и производственных объектов ядерной программы СССР. И это несмотря на все по истине титанические усилия советского руководства по поддержанию секретности. Американцы прекрасно понимали, что находится всё это богатство отнюдь не в европейской части страны. Многолетняя работа по этому направлению позволила ЦРУ определить так называемую «тёмную территорию» - участок советской территории, где концентрировались стратегические производства. При этом территория эта была весьма представительной: от Волги до Каспия и от Лены до Байкала.

Американцы прилагали огромные усилия для поиска этих объектов.
Для Советского Союза главным достоинством этого участка была представительная удалённость от всех союзников США. Так, расстояние от границы «тёмной территории» до Турции составляло 2.4 тысячи км, а до Японии – 2 тысячи. Правда, во всей этой ситуации было одно единственное исключение – Пакистан, который лежал относительно недалеко советского Казахстана и Сибири. Как уже можно было догадаться, именно эту страну американцы и стали использовать в качестве плацдарма для проведения разведывательных операций. Активные действия заокеанской разведки начались в 1956 году, после того как американские власти достигли соответствующего договорённости с властями Пакистана.

В первую очередь искали с воздуха.
В том же году Пешавар стал местом базирования американских высотных самолётов-разведчиков U-2. В первый же год они провели несколько десятков крупных разведывательных операций. Первый же крупный «улов» свалился в руки ЦРУ в конце лета 1957-го, когда в ходе одного из таких пролётов U-2 удалось впервые сфотографировать Северск (Томск-7), где находился крупный ядерный комплекс. К 1959 году американская разведка настолько скрупулёзно изучила «тёмную территорию», что упомянутый год отметился настоящим «дождём» успехов. В итоге к концу года на руках американцев была практически полная карта советских секретных ядерных объектов. Не хватало на ней по мнению аналитиков ЦРУ только одного – «русского Лос-Аламоса», центра и сердца советской ядерной программы.

Страны готовились к Третьей мировой войне.
На поиски «объекта номер один» американская разведка бросила все силы. Искали советский мозговой центр в первую очередь путём коммуникационной разведки. Для этого американцы перехватывали, расшифровывали и анализировали все электронные сигналы в регионе. Советские радиограммы и телефонограммы подвергали многоуровневую криптоанализу, после чего весь массив собранной информации объединялся и анализировался еще раз. В итоге, уже в октябре 1959 у специалистов ЦРУ появилась версия о том, что сердце ядерной программы СССР находится на юге Горьковской области. Внимание американской разведки привлекли одинаковы сигналы с упоминанием стройматериалов и топлива. На однотипный трафик сообщений накладывались и другие свидетельства. Например, упоминания о какой-то крупной стройке, а также жалобы советских верующий на то, что их перестали пускать к некоторым святыням. Все обнаруженные ниточки тянулись к городу Арзамас.

На поиски Арзамаса-16 бросили все силы.
Взяв на примету несколько потенциальных мест расположения мозгового центра, американская разведка решилась на проведение очередной воздушной операции. В 1960 году было принято окончательное решение о проведении операции «Knife Edge». На сей раз самолёт-разведчик U-2 было решено доверить британскому пилоту Джону Маккартуру. 10 февраля того же года самолёт-шпион вылетел из турецкого Инджирлика в сторону Советского Союза. В ходе 9-часового полёта Маккартур сначала добрался до Казани, после чего прошёл над волгой и направила к Сарову. Добравшись до Горьковской области, Маккартур сделал снимки Арзамаса, после чего вышел прямо на цель. Посреди снежного леса британский пилот увидел огромный комплекс с загадочными бетонными постройками и жилыми посёлками. Операция увенчалась успехом. Покинул воздушное пространство СССР американский U-2 также безнаказанно, как и в него проник. Сначала британский пилот добрался до неба Воронежа, затем взял на Харьков, а после отправился обратно в Турцию через Крым. По иронии судьбы, американцам удалось отыскать Арзамас-16 всего за 2.5 месяца до рокового полёта Фрэнсиса Паурса, U-2 которого смогли заметить и сбить советские ПВО.

До полёта Пауэрса оставалось 2.5 месяца.
А вот интересное видео с нашего канала - можно ли стоять под зеленую «стрелку» на светофоре, если нужно ехать прямо:
В продолжение темы читайте о том, что из себя представляет очередная новинка от «Калашникова» – пистолет-пулемёт ППК‑20.
