В последнее время западные СМИ пустили волну критики в адрес российской «летающей парты» - учебно-боевого самолета Як-130. Наверняка многим соотечественникам интересно, чем же российский 130-ый мог так не угодить заокеанским партнерам? Для того, чтобы лучше понять данный вопрос, придется заглянуть в историю создания этой «отечественной» машины и вспомнить, какое отношение она имеет к другому известному учебному самолету - M-346.
Российский самолет. |Фото: otvechai.com.
Долгое время в Советском Союзе в качестве машины для обучения курсантов использовался самолет L-39 «Альбатрос» чехословацкого производства. Это была добротная машина. Отдельные образцы «Альбатросов» используются в качестве учебно-боевых по сей день. Однако, к началу 1970-х учебно-боевая птичка все-таки устарела. В Союзе был объявлен конкурс на создание новой «летающей парты». Наиболее перспективный проект на тот момент предложило ОКБ Яковлева. Однако, пришла «Перестройка», а за ней и развал страны. На протяжении нескольких лет стране было не до нового учебного самолета.
Итальянский самолет. |Фото: moddb.com.
В 1990-е годы к замене учебно-боевого самолета вернулись вновь. Было два проекта МиГ-АТ и Як-130. Оба разрабатывались при участии иностранных компаний. МиГ делали вместе с французами, Як – вместе с итальянцами. Конкретно, с компанией Alenia Aermacchi. Однако, на заключительном этапе разработки итальянские конструкторы решили выйти из проекта и создать свой собственный самолет, считая, что российское ОКБ не сможет довести работу до конца. В итоге в Италии был создан в кратчайшие сроки M-346. И хотя самолет сразу же взяли на вооружение итальянские ВВС, с экспортом у 346-го как-то не задалось. Характеристики и возможности итальянской машины оставляли желать лучшего.
Американский самолет для обучения. |Фото: yakutsk.ru.
Российский Як-130 создали почти на 10 лет раньше итальянского, однако на рынок обе машины вышли с разницей в один год. 130-ый поступил в эксплуатацию в 2010 году, в то время как 346-ой в 2011 году. И если итальянскую машину почти никто не хотел покупать, российский 130-ый сразу же привлек внимание более чем 30 стран. И вот, казалось бы, причем здесь американцы? А дело в том, что при всей своей любви к авиации в области разработки учебно-боевых самолетов США всегда отставали. В итоге в конце 1990-х для учебных целей стали переделывать F-16. Однако, в качестве экспортного образца самолеты американской General Dynamics оказались слишком дорогими, а потому спроса на них также особо не было. Ну, а так как рынок боевой и учебной авиации является одним из самых дорогих, заокеанские партнеры готовы всеми правдами и неправдами выбить с него советско-российский Як-130.
Охотно покупают. ¦Фото: bmpd.livejournal.com.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему самолеты не летают в точку назначения по прямой, так же ближе.