Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Как огромные «уши» защищали города до изобретения радара



В наши дни ПВО ассоциируется с высокоточными ракетами, сложными радарами и реактивными истребителями, которые видят цели за сотни километров. Однако так было не всегда. Армиям нужно было знать о приближении вражеских бомбардировщиков, и до изобретения радара главным инструментом для этого были не глаза, а уши. Пришло время перенестись в прошлое и разобраться, как акустические локаторы пытались «услышать» приближающуюся угрозу.


Для чего понадобилось?



Устройство, которое использовали военные до появления радаров.

Устройство, которое использовали военные до появления радаров.


Официально принято считать, что 12 августа 1912 - дата образования военной авиации России. В Первую мировую войну возникла острая необходимость обнаружения вражеских самолётов, а истребителям и зенитным орудиям нужно было время, чтобы подготовиться к отражению атаки. Требовалось устройство, способное услышать гул приближающихся самолётов за десятки километров, чтобы выиграть время, требующееся для должной подготовки к атаке. Так родилась идея усилить человеческий слух с помощью технологий, чтобы услышать гул задолго до того, как воздушное судно появится в зоне видимости.

Проблемы использования



Акустический локатор.

Акустический локатор.


У этой, казалось бы, гениальной системы было множество недостатков. Дальность, погода, точность и человеческий фактор имели огромное значение для эффективной работы.Так, максимальная дальность обнаружения даже в идеальных условиях редко превышала 20-25 км. Для быстро летящих самолетов этого было катастрофически мало.

Еще одна версия локатора ПВО.

Еще одна версия локатора ПВО.


Что касается погодных условий, то при сильном ветре, дожде и грозах сводил эффективность систем к нулю. Любой сильный посторонний шум был помехой. Точность также оставляла желать лучшего. Даже если определить направление было можно, то вычислить высоту, скорость и точное количество самолетов - почти невозможно.

Почему перестали использовать?



И... еще один локатор!

И... еще один локатор!


Всё изменилось с изобретением радара (радиолокатора). Радар, который работал на радиоволнах, а не на звуке, был настоящим технологическим прорывом. И причин для этого было несколько.
Радар успешно обнаруживал самолёты на расстоянии свыше 150 км (что превышало максимальную дальность акустических локаторов в 6 раз!) и абсолютно не зависел от погодных условий. И, что немаловажно, радиолокатор практически идеально определял не только направление самолётов, но и их дальность, скорость высоту.

Таким образом, с появлением радара в конце все громоздкие акустические системы моментально устарели.

 И еще немного "ушастой

И еще немного "ушастой


Хотя акустические локаторы и канули в лету, их наследие живет до сих пор.
Принцип улавливания и усиления звука лег в основу создания современных направленных микрофонов и систем шумоподавления.

Для тех, кому одного материала мало, рекомендую статью о способах защиты от мошенников. Ну а если вам захочется разбавить чтение просмотром чего-нибудь интересного, обратите внимание на наш новый ролик.

А вот и он:

Какие мотоциклы «Урал» сегодня выпускает ИМЗ, и почему они такие дорогие

Обратите внимание: