
В наши дни ПВО ассоциируется с высокоточными ракетами, сложными радарами и реактивными истребителями, которые видят цели за сотни километров. Однако так было не всегда. Армиям нужно было знать о приближении вражеских бомбардировщиков, и до изобретения радара главным инструментом для этого были не глаза, а уши. Пришло время перенестись в прошлое и разобраться, как акустические локаторы пытались «услышать» приближающуюся угрозу.
Для чего понадобилось?

Устройство, которое использовали военные до появления радаров.
Официально принято считать, что 12 августа 1912 - дата образования военной авиации России. В Первую мировую войну возникла острая необходимость обнаружения вражеских самолётов, а истребителям и зенитным орудиям нужно было время, чтобы подготовиться к отражению атаки. Требовалось устройство, способное услышать гул приближающихся самолётов за десятки километров, чтобы выиграть время, требующееся для должной подготовки к атаке. Так родилась идея усилить человеческий слух с помощью технологий, чтобы услышать гул задолго до того, как воздушное судно появится в зоне видимости.
Проблемы использования

Акустический локатор.
У этой, казалось бы, гениальной системы было множество недостатков. Дальность, погода, точность и человеческий фактор имели огромное значение для эффективной работы.Так, максимальная дальность обнаружения даже в идеальных условиях редко превышала 20-25 км. Для быстро летящих самолетов этого было катастрофически мало.

Еще одна версия локатора ПВО.
Что касается погодных условий, то при сильном ветре, дожде и грозах сводил эффективность систем к нулю. Любой сильный посторонний шум был помехой. Точность также оставляла желать лучшего. Даже если определить направление было можно, то вычислить высоту, скорость и точное количество самолетов - почти невозможно.
Почему перестали использовать?

И... еще один локатор!
Всё изменилось с изобретением радара (радиолокатора). Радар, который работал на радиоволнах, а не на звуке, был настоящим технологическим прорывом. И причин для этого было несколько.
Радар успешно обнаруживал самолёты на расстоянии свыше 150 км (что превышало максимальную дальность акустических локаторов в 6 раз!) и абсолютно не зависел от погодных условий. И, что немаловажно, радиолокатор практически идеально определял не только направление самолётов, но и их дальность, скорость высоту.
Таким образом, с появлением радара в конце все громоздкие акустические системы моментально устарели.

И еще немного "ушастой
Хотя акустические локаторы и канули в лету, их наследие живет до сих пор.
Принцип улавливания и усиления звука лег в основу создания современных направленных микрофонов и систем шумоподавления.
Для тех, кому одного материала мало, рекомендую статью о способах защиты от мошенников. Ну а если вам захочется разбавить чтение просмотром чего-нибудь интересного, обратите внимание на наш новый ролик.
А вот и он:
Какие мотоциклы «Урал» сегодня выпускает ИМЗ, и почему они такие дорогие
