Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Полупогружные катера – совершенно особенный класс катеров военного назначения. Благодаря своим особенностям они идеально подходят для участия в военных, полицейских и специальных операциях. Они состоят на вооружении в нескольких странах, в том числе и в Соединённых Штатах. Правда, последние находятся в эксплуатации давно, их ресурс значительно уменьшился и скоро их явно придётся заменить.


Полупогружные катера

Лодка проекта Alligator./ Фото: mavink.com

Лодка проекта Alligator./ Фото: mavink.com


Катер – самый распространённый вид транспорта на воде. Военные и полицейские силы использую их, если они проводят операции на море, реках или внутренних водоёмах. При этом катера на вооружении состоят самых разных форм и конструкций, от надувных моторных лодок до тяжелобронированных, хорошо защищённых и с большим набором вооружения. Правда, у них у всех есть один большой общий недостаток – все они отлично видны на радарах, поэтому катера легко обнаружить задолго до того, как они доберутся до места назначения. Военные пытались решить эту проблему, но не очень в этом преуспели, по крайней мере, пока не появились полупогружные катера.

Скоростной катер SEALION./ Фото: boatdesign.net

Скоростной катер SEALION./ Фото: boatdesign.net


Полупогружной катер – это некий гибрид обычного катера и подводной лодки, где от последней взяли её главные преимущества. Субмарину невозможно обнаружить визуально, не используя при этом специальную технику, гидролокаторы. Она движется под толщей воды, не издаёт шума и невидима для стороннего наблюдателя, поэтому для проведения спецопераций она является идеальным транспортом. Вот только разработка и эксплуатация миниатюрной подводной лодки – это две отдельные крайне сложные и плохо решаемые проблемы. В свою очередь, полупогружной катер может сильно уменьшить свою видимость на радарах, поскольку он может частично погружаться в воду. У него на борту размещаются балластные цистерны, которые при помощи насосов заполняются водой, при этом плавучесть катера уменьшается, и он уходит под воду, хоть и не полностью, о чём говорит само название «полупогружной».

Скоростные катера серии CCH SEALION

Катер SEALION у причала./ Фото: boatdesign.net

Катер SEALION у причала./ Фото: boatdesign.net


История американских малозаметных катеров SEALION началась в 1990-х годах. Предположительно, именно в то время были разработаны полупогружные катера серии Alligator. Их разработкой занималась американская компания Oregon Iron Works, а в роли заказчика выступало израильское правительство. Тогда для Израиля изготовили всего три «Аллигатора», но история перспективного катера на этом не закончилась. В начале 2000-х годов о существовании проекта вспомнили силы специальных операций Соединённых Штатов. Там в полной мере оценили новую разработку и захотели получить в своё распоряжение точно такой же транспорт.

Погружной катер работает как глиссер/ Фото: building-tech.org

Погружной катер работает как глиссер/ Фото: building-tech.org


Правда, речь шла о куда большем количестве катеров. Всего разработали три серии: лёгкие, средние и тяжёлые, с разной грузоподъёмностью, разным оснащением и разной степенью защиты. Серия SEALION относится к тяжёлым, а всего их было собрано только три штуки. Когда их точно построили, точно никто не знает, поскольку в открытых источниках эта информация не распространялась. Предполагается, что первый экземпляр был сдан заказчику примерно в 2004 году, второй собрали и испытали в 2009, а в середине 2010-х годов был готов последний катер.

Внешне катер похож на Stels./ Фото: topwar.ru

Внешне катер похож на Stels./ Фото: topwar.ru


Главной особенностью тяжёлых катеров SEALION стали балластные цистерны, размещённые внутри корпуса ниже ватерлинии по правому и левому борту. Такое расположение позволяло не только регулировать плавучесть, но и управлять такими параметрами как крен на правый и левый борт, а также дифферент на нос или корму. Теоретически, это должно улучшить управляемость судна. Второй особенностью стала форма катера, его, насколько могли, сделали плоским. С одной стороны, таким образом поспособствовали уменьшению видимости для радаров, с другой же, это позволило до максимума увеличить скорость. Фактически SEALION является глиссером, то есть он в буквальном смысле слова скользит по воде во время движения. Это достигается за счёт плоского днища специальной формы.

Случайная фотография погружного катера./ Фото: carposting.ru

Случайная фотография погружного катера./ Фото: carposting.ru


Над корпусом судна конструкторам пришлось изрядно потрудиться. В соответствии с технологиями малозаметности, он представляет собой набор плоскостей, размещённых под тщательно выверенными углами. Таким образом радиоволны отражаются от него не обратно к радарам, а в совершенно другую сторону. К тому же внешняя часть корпуса выполнена из материала, поглощающего радиоволны, аналогично самолётам-невидимкам.

Катер в доке./ Фото: vk.com

Катер в доке./ Фото: vk.com


Предполагается, что эти катера используются в спецоперациях, в том числе и в других странах, но никаких сведений, кроме случайно сделанных нескольких фотографий, об этом нет. Время от времени они принимают участие в военных смотрах, а иногда их видят на реках недалеко от места базирования. Будут ли они модернизироваться или их заменят на новые, тоже неизвестно.

Полупогружной военный катер, конечно, стоит огромных денег, но чемпионами по стоимости являются частные катера, серийные класса люкс или же сделанные по заказу богатых покупателей.


Обратите внимание:







1791
20.05.2024 09:30
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё