В 1966 году армия Швеции приняла на вооружение уникальный в своем роде танк Stridsvagn 103. Использовались они вплоть до 1990-х годов, пока не были заменены немецкими «Леопард-2». Несмотря на то, что сегодня Strv.103 ушли в прошлое и превратились по большей части в музейные экспонаты, машины эти достаточно примечательны для того, чтобы поговорить о них.
Разрабатывался для специфических условий. |Фото: 1zoom.me.
Шведский Strv.103 некоторыми специалистами классифицируется как «истребитель танков». Хотя в действительности данная машина куда больше танк, чем САУ, даже несмотря на достаточно специфическую компоновку и безбашенной схемы с жестко закрепленным орудием в лобовом листе корпуса. Последнее является по сути главным недостатком боевой машины, так как горизонтальное доведение при прицеливании осуществляется только за счет поворота всего корпуса. Вертикальное наведение в свою очередь осуществляется при помощи гидравлической системы.
Машина со всех сторон интересная. |Фото: fotostrana.ru.
Разрабатывать Strv.103 шведы принялись в 1956 году для того, чтобы хоть чем-то своим заменить импортные британские танки «Центурион». Создавалась новая машина с учетом специфики шведской армии и народонаселения. В 1950-е годы в стране жило около 7 млн человек, а срок службы в армии был очень непродолжительным. Поэтому военные хотели получить машину куда более мощную и лучше защищенную в сравнении с британскими «Центурионами». При разработке также учитывалась специфика шведской природы, в частности – большое количество водных преград.
Больше похож на САУ. |Фото: Twitter.
Опытные прототипы начали прохождение государственных испытаний в 1963 году. По истечению трех лет, новый танк был принят на вооружение. Машина вышла действительно неплохой. Здесь важно отметить, что STRV-103 стал первым танком в истории с газотурбинной силовой установкой мощностью 490 л.с. Вооружили машину нарезной пушкой 105-мм L74 и тройкой пулеметов KsP 58 калибра 7.62 мм. Изначально экипаж защищала только стальная катанная гомогенная броня. В дальнейшем на 103-ий пришлось устанавливать дополнительные защитные экраны, так как развитие противотанковых средств не стояло на месте. Кроме того, уже к концу 1960-х оказалось, что броня советских, британских и американских ОБТ значительно превосходит то, что смогли сделать шведы.
Создавался для оборонительной войны. |Фото: warthunder.com.
Впрочем, нехватку бронирования отчасти компенсировал очень низкий силуэт танка, а также некоторые приятные возможности. Уникальная машина отличается возможностью нетипично быстрого заднего хода для танка, что способствует использованию STRV-103 при организации танковых засад в условиях лесо-болотистой местности. Важно понимать, что 103-ий в принципе не задумывался как танк для проведения наступательных операций. После Второй мировой войны Швеция придерживалась нейтрального статуса. Возможность войны с СССР рассматривалась в качестве одного из сценариев Третьей мировой войны, однако шведское командование понимало даже если их страна окажется втянута в конфликт, то она не станет для советских войск основным направлением, а значит противодействовать STRV-103 бросят далеко не самые новые Т-55 и Т-62. В общей сложности было произведено 335 танков Stridsvagn 103.
Больше на вооружении не стоит. ¦Фото: livejournal.com.
В некоторых источниках есть сведения о том, что небольшое количество Stridsvagn 103 в начале 1980-х годов было продано на Ближний восток. В итоге единственная война, в которой принимал участие 103-ий стал, Ирано-иракский конфликт. Так как танк был применен в нетипичных для него условиях, сразу же дал о себе знать его главный недостаток – отсутствие вращающейся башни. Первое же столкновение с советским наступательными Т-72 закончилось печально. В частности, несколько машины были брошены без серьезных повреждений просто по причине того, что лишись в бою гусениц.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему старые советские танки Т-72 до сих пор используются множеством стран.