Легендарный МБР-2 конструктора Николая Камова.
Каждый выдающийся авиаконструктор с чего-то начинал. Это могли быть как удачные, так и весьма спорные проекты. Если вы интересуетесь авиатехникой, то наверняка слышали о легендарном Ту-144 или Ан-124 «Руслан», но какие были первые «пробы пера» у Туполева и Антонова? Давайте вспомним о ранних работах великих советских авиаконструкторов.
1. АИР-1 (Александр Яковлев)
АИР-1 (Александр Яковлев).
АИР-1 — первый самолет известного советского авиаконструктора Александра Яковлева, разработанный в 1927 г. Яковлев еще школьником сконструировал полностью рабочий планер. Спустя четыре года молодой инженер решил пойти дальше и создать свой первый спортивный самолет. Яковлев получил финансирование на строительство АИРа. После двух лет изучения литературы и проектировки макетов самолет был готов.
2. И-4 (Павел Сухой)
И-4 (Павел Сухой).
«Отец» советской реактивной и сверхзвуковой авиации Павел Сухой начинал свою карьеру авиаконструктора с разработки истребителей. Первая работа Сухого — цельнометаллический И-4 (Истребитель-4), построенный на заводе Туполева в 1927 г. Сам Туполев официально руководил проектом, но, по сути, в процесс разработки не вмешивался и полностью доверил создание И-4 начинающему авиаконструктору Павлу Сухому, которому на тот момент был 31 год.
3. У-1 (Николай Поликарпов)
У-1 (Николай Поликарпов).
Дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда и основоположник советской школы самолетостроения Николай Поликарпов начинал свой путь с проектировки бипланов. Учебный У-1 был спроектирован на основе трофейного британского Avro-504 в 1921 г. Самолет был разработан Поликарповым на заводе «Дукс» при участии не менее выдающегося авиаконструктора Сергея Ильюшина.
4. АНТ-1 (Андрей Туполев)
АНТ-1 (Андрей Туполев).
Обладатель большого числа различных наград и званий советский авиаконструктор Андрей Туполев изначально занимался разработкой аэросаней, но позже решил попробовать силы в самолетостроении. Экспериментальный одноместный спортивный самолет АНТ-1 совершил свой первый полет в 1923 г. Опытная машина скорее была «пробой пера» для великого авиаконструктора, чем реальным серийным аппаратом. Самолет был изготовлен в единственном экземпляре и был плавно разобран на детали в 1930-х г.
5. АН-2 (Олег Антонов)
АН-2 (Олег Антонов).
АН-2 — первый самолет советского авиаконструктора Олега Антонова, разработанный в 1947 г. Нумерация с двойки неспроста (ранее конструкторское бюро Антонова занималось проектировкой планеров). Все были поражены тем, как успешно Антонов начал заниматься авиастроением. Первый же самолет АН-2 оказался настолько удачным, что за несколько лет в разных модификациях было построено более 18000 экземпляров АН-2. Некоторые АНы успешно летают до сих пор.
6. ЦКБ-26 (Сергей Ильюшин)
ЦКБ-26 (Сергей Ильюшин).
Первыми шагами на поприще авиастроения у Сергея Ильюшина стал созданный в 1935 г. в рамках госзадания бомбардировщик ЦКБ-26. Самолет также имел название ББ-26 (ближний бомбардировщик). ЦКБ-26 был изготовлен в единственном экземпляре, однако на его основе позже был построен массовый бомбардировщик ДБ-3. По информации Novate.ru, Ильюшину на момент создания самолета был 41 год. До этого авиаконструктор работал в ЦАГИ и в других бюро.
7. МиГ-1 (Артем Микоян и Михаил Гуревич)
МиГ-1 (Артем Микоян и Михаил Гуревич).
Один из первых советских скоростных истребителей МиГ-1, или, как его еще называют «истребитель Микояна и Гуревича первый», разработанный на авиазаводе им. Авиахима в 1940 г. Изначально самолет назывался И-200 и с 1939 г. проектировался в конструкторском бюро им. Поликарпова. Позже все чертежи и наработки были переданы в новообразованное КБ МиГ, где работу над созданием истребителя закончили перспективные авиаконструкторы Артем Микоян и Михаил Гуревич.
8. МБР-2 (Георгий Бериев)
МБР-2 (Георгий Бериев).
Фактически, МБР-2 — не самолет, а летающая лодка. Первый опытный образец был разработан в ЦКБ МС под руководством Георгия Бериева. Изначально самолет должен был построить приглашенный в СССР французский авиаконструктор Поль Эме Ришар, но он не дождавшись окончания проекта, вернулся на родину. Весь технологический процесс лег на плечи 29-летнего инженера Бериева, который в скором времени закончил начатое. МБР-2 активно применялся во времена Второй мировой войны и получил у летчиков прозвища «амбарчик» и «летающая корова».
9. КАСКР-1 (Николай Камов)
КАСКР-1 (Николай Камов).
Еще не вертолет, но уже и не самолет. Именно так можно было охарактеризовать, построенный в 1929 г. Николаем Камовым аппарат КАСКР-1. Летательное устройство Камова стало первым советским и одним из первых в мире автожиром. В общем смысле автожир — это винтокрылый летательный аппарат, некий гибрид между современным вертолетом и спортивным самолетом. Камов разработал КАСКР-1 по-большому счету из любопытства и не возлагал больших надежд на проект. Тем не менее аппарат был положительно оценен советскими авиаконструкторами, а Камов впоследствии стал ведущим конструктором вертолетной техники в СССР.
Понравилась статья, тогда почитайте о легендарных самолетах времен Второй мировой войны, которые были обнаружены совсем недавно.