Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0

Какие бомбардировщики являются самыми мощными и маневренными в мире?/ Фото: topwar.ru

Какие бомбардировщики являются самыми мощными и маневренными в мире?/ Фото: topwar.ru

При проектировании самолетов-бомбардировщиков перед производителями стоит несколько задач. Их детище должно быть быстрым, маневренным, а также обладать хорошей маскировкой и грузоподъемностью. Если бомбардировщик будет лететь медленно, его быстро выявят средства противовоздушной обороны противника, что приведет к перехвату или сбиванию системой ПВО. Мы подготовили рейтинг лучших бомбардировщиков в мире за все время существования таких самолетов.


1. B-2 Spirit



B-2 Spirit сделали специалисты американской корпорации Northrop Grumman/ Фото: acecombat.fandom.com

B-2 Spirit сделали специалисты американской корпорации Northrop Grumman/ Фото: acecombat.fandom.com

Открывает рейтинг уникальный в своем роде бомбардировщик американского производства B-2 Spirit, который получил прозвище «невидимка». Его спроектировали инженеры корпорации Northrop Grumman по спецзаказу ВВС США.

На данный момент это один из самых высокотехнологичных самолетов в мире, использующий передовые стеллс-технологии и построенный по концепции «летающее крыло». Его корпус обработан специальным покрытием с радиопоглощающими свойствами, что обеспечивает высокий уровень маскировки и делает машину практически неуязвимой к радиолокационным системам врага.

Модель находится в составе военного флота ВВС США с 1997 года. Сейчас известно о 20 таких самолетах. Из-за конструктивной сложности и ограниченного тиража B-2 Spirit стал одним из самых дорогостоящих бомбардировщиков мира. Стоимость производства, начиная от разработки проекта и внедрения его в жизнь, достигает внушительных 2,1 млрд долларов.

На борту B-2 Spirit находятся авиационные бомбы со свободным падением/ Фото: northropgrumman.com

На борту B-2 Spirit находятся авиационные бомбы со свободным падением/ Фото: northropgrumman.com

Однако вопреки уникальным качествам и высокотехнологичному оснащению, B-2 Spirit не сильно подходит для стратегических задач или организации ядерного сдерживания. Все потому, что на его борту находятся авиационные бомбы со свободным падением, а не управляемые крылатые ракеты.

Это значит, что бомбардировщику нужно подлететь вплотную к цели, перед тем как совершить выстрел. Также на это уходит больше времени, тем более, что речь идет не о сверхзвуковой модели. Да и хорошая маскировка не является гарантией полной незаметности. Средства ПВО все-таки могут выявить самолет, просто с меньшего расстояния. Поэтому подлететь прямо к потенциальной цели B-2 Spirit не сможет.

А вот в выполнении локальных боевых операций модель показала себя отлично. Ее активно использовали в военных кампаниях в Ираке, где из-за хорошей маскировки бомбардировщику удалось избежать перехвата. В результате B-2 Spirit смог обойти конкурентов по многим параметрам, однако из-за скудного боевого оснащения реалии его применения в военных действиях не самые радужные.

2. Xian H-6K



Xian H-6K имеет высокотехнологичное оснащение и соврменные навигационные комплексы/ Фото: ixbt.com

Xian H-6K имеет высокотехнологичное оснащение и соврменные навигационные комплексы/ Фото: ixbt.com

Инженеры из Поднебесной разрабатывали бомбардировщик Xian H-6K на базе культовой советской модели Ту-16 по официальной лицензии. И хоть во внешнем виде моделей есть множество сходств, китайский аналог имеет более высокотехнологичное оснащение, лучшую точность и продвинутые навигационные комплексы, а также прогрессивную систему управления огнем. Естественно, у самолета из СССР все это отсутствовало.

Xian H-6K может взять на борт свыше 9 тонн полезной нагрузки. Сам летательный аппарат имеет разные модификации и поставляется с несколькими типами оружия, в том числе с ракетами «воздух-корабль» и даже вооружением с ядерными боеголовками.

Согласно актуальным сводкам, свыше 100 экземпляров стратегического бомбардировщика Xian H-6K по-прежнему используются китайской армией.

3. B-52H



B-52H способен взять на борт стратегические ядерные ракеты/ Фото: airforcetimes.com

B-52H способен взять на борт стратегические ядерные ракеты/ Фото: airforcetimes.com

Модель B-52H считается культовой в истории американского авиастроения. Бомбардировщики из этой линейки сошли с конвейера в 60-х гг. прошлого века и за столь большой промежуток времени часто совершенствовались и улучшались.

Вопреки огромному возрасту, самолет по-прежнему остается единственным воздушным судном в авиапарке США, способным взять на борт стратегические ядерные ракеты. Это позволяет ему оставаться актуальным и входить в часть средств ядерного сдерживания. На одной заправке топливных баков B-52H пролетит 11 тыс. км с крейсерской скоростью полета 900 км/ч.

Всего в оснащении бомбардировщика может находиться до 20 крылатых ракет AGM-86B ALCM, которые могут лететь на расстояние до 2400 км. Кстати, у этого вооружения есть и неядерные варианты высокой точности, летящие на 1200 км. И хоть они уступают российским Х-102 и Х-55СМ, этого хватает для нанесения удара до выявления самолета средствами ПВО или перехватчиками потенциального врага.

В ВВС США находится 73 самолета этой серии. При этом ядерное оружие могут нести только 46. B-52H удалось сохранить свой боевой потенциал из-за незаметности, дальности полета и ряда других уникальных качеств.

4. Ту-22М



Ту-22М является весьма востребованным бомбардировщиком средней дальности/ Фото: wikimedia.org

Ту-22М является весьма востребованным бомбардировщиком средней дальности/ Фото: wikimedia.org

Четвертую строчку уверенно занял очередной бомбардировщик серии Ту-22М, который представляет собой модифицированный вариант Ту-22. Летательный аппарат обладает продуманной конструкцией и отличным боевым потенциалом, но не может похвастаться такой дальностью действия, как другие представители этой категории. Поэтому для стратегических целей модель не сильно подходит.

Тем не менее, Ту-22М остается востребованным бомбардировщиком средней дальности, способным нести до 24 тонн полезной нагрузки. На сегодняшний день в морской авиации и ВВС РФ есть около 150 самолетов серии Ту-22М.

Впервые бомбардировщик поднялся в воздух в 1972 году. С того времени он прошел длинный путь модернизации и развития. Дальность полета с грузом до 24 000 кг достигает 6 800 км. Ту-22М неоднократно применялся в чеченской военной кампании и в Афганистане. Еще его использовали в Сирии.

В линейке завода есть модификации Ту-22М3, которая летит на сверхзвуковой скорости на расстояния около 5000 км, а также может нести 2 крылатые ракеты Х-22 с дальностью пуска до 500 км.

5. B-1B lancer



B-1B lancer был принят на вооружение в 1985 году/ Фото: military.com

B-1B lancer был принят на вооружение в 1985 году/ Фото: military.com

Внешне B-1B lancer напоминает известную советскую серию Ту-160. Его приняли на вооружение в 1985 году, но от модели B-1A Lancer американские авиастроители отказались, создав модификацию B-1B Lancer с меньшей допустимой скоростью полета (1,25 маха), но способностью передвигаться на малой высоте и огибать рельеф.

Подобное решение стало прорывным в сфере достижения незаметности перед силами ПВО, но и не обеспечило 100% защиту от выявления. Дальность полета бомбардировщика соответствует межконтинентальной и достигает 12 000 км. Также B-1B lancer поддерживает дозаправку в воздухе. Однако он не принадлежит к группе стратегических бомбардировщиков и не находится в реестре вооружений СНВ-3.

Дело в том, что с модели убрали бортовые системы и оборудование, которое требуется для доукомплектования ядерной частью. Также с вооружения сняли аэробаллистические ракеты AGM-69 SRAM, способные нести ядерные боеголовки. Поэтому B-1B lancer превратился в обычный бомбардировщик для локальных боевых операций. Но при желании его можно быстро превратить в носителя ядерного вооружения.

6. Avro Vulcan



Британский Avro Vulcan относится к классу V-образных бомбардировщиков/ Фото: wikimedia.org

Британский Avro Vulcan относится к классу V-образных бомбардировщиков/ Фото: wikimedia.org

Avro Vulcan – легендарный британский бомбардировщик стратегического назначения, способный делать полеты на огромных высотах. Модель находилась на вооружении ВВС Великобритании с 1956 по 1984 года. После первого показа его конструкцию приняли неоднозначно и посчитали рискованной, учитывая целевое назначение машины. Тем не менее, «Вулкан» был самым прогрессивным самолетом на то время с высокотехнологичным бортовым оборудованием.

Из-за концепции дельтовидного крыла его отнесли к классу V-образных бомбардировщиков. Avro Vulcan неоднократно участвовал в различных боевых операциях, в том числе в войне между Великобританией и Аргентиной на Фолклендских островах.

7. Boeing B-52H Stratofortress



Грузоподъемность Boeing B-52H Stratofortress достигает 32 тонн/ Фото: af.mil

Грузоподъемность Boeing B-52H Stratofortress достигает 32 тонн/ Фото: af.mil

Boeing B-52H Stratofortress – культовый американский бомбардировщик, начавшись свою оперативную службу в 1955 году. Он по-прежнему находится на вооружении и считается одним из ключевых участников авиационного флота ВВС США. Грузоподъемность самолета достигает рекордных 32 тонн боевого оснащения, которое он может доставить на расстояние в 14 000 км.

Этому гиганту удавалось показывать отличные результаты в разных локальных и крупных конфликтах, в том числе в Ираке, Афганистане и Вьетнаме. Сейчас он по-прежнему рассматривается в роли мощного инструмента и средства сдерживания в ВВС США.

8. Ту-95МС



Дальность действия Ту-95МС достигает 10,5 тыс. км/ Фото: tupolev.ru

Дальность действия Ту-95МС достигает 10,5 тыс. км/ Фото: tupolev.ru

Изначально Ту-95МС можно посчитать устаревшей моделью с шумными турбовинтовыми двигателями, но на практике он может дать фору самым современным самолетам.

Тактико-технические характеристики и летные свойства модели настолько хороши, что он может без проблем выполнять задачи на межконтинентальной дальности вплоть до 10,5 тыс. км. А если учитывать возможность заправки прямо в воздухе, то полетная дистанция станет практически неограниченной. На борту самолета может находиться 8 стратегических ракет Х-55СМ или Х-101/102, которых хватит для нанесения точечных ударов вглубь позиций противника, не попадая в зону видимости ПВО.

Первый вариант Ту-95 поступил на вооружение в 1956 году, но версии Ту-95МС сошли с конвейера в 1981-м. Естественно, они существенно превосходили предыдущую модель по летным характеристикам и оснащению.

Сейчас в России на вооружении ВВС США есть 35 самолетов. Также ведется активная работа по их модернизации до класса Ту-95МСМ, после чего бомбардировщики смогут взять на борт высокоточные ракеты с неядерным вооружением. Модифицированные «Медведи» будут находиться на вооружении РФ до 2040-х годов, обладая внушительным боевым потенциалом и перспективами. Именно из-за этого фактора Ту-95МС уверенно заняли свою строчку в нашей подборке.



Интересно также узнать, зачем на российские военные самолеты укладывают десятки покрышек.


Обратите внимание:







4285
19.09.2023 12:35
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё