В 1960-е годы у Советского Союза появилась острая необходимость в новом сверхзвуковом истребителе-бомбардировщике, способном вести как воздушный бой, так и поражать наземные цели. На тот момент у СССР имелся ударный Су-7Б, однако, по мнению военных, машина к первой половине 1960-х годов уже не отвечала всем запросам и требованиями, фактически морально устарев. Хуже всего дела обстояли с прицельно-навигационными комплексами, которые нуждались в глубокой переработке.
Это там велосипед под крылом? |Фото: blogspot.com.
К задаче по созданию нового ударного самолета для ВВС СССР было сразу же подключено конструкторское бюро Микояна и Гуревича. Проанализировав все вводные, коллектив инженеров пришел к выводу о том, что лучше всего будет заняться адаптацией под конкретные нужды истребителя МиГ-23. На тот момент это была абсолютно новая и во многом революционная машина. Родство самолетов легко прослеживается как минимум с схожем внешнем виде.
Серьезный получился самолет. |Фото: wikimedia.org.
Новый самолет закономерным образом был выполнен в нормальной аэродинамической схеме, а одной из характерной особенностей машины было крыло с высоким расположением и изменяемой стреловидностью. Крыло состоит из двух неподвижных частей, которые крепятся на фюзеляже и двух трапециевидных поворотных консолей. Изменение угла стреловидности осуществляется в пределах от 16 до 72 градусов.
В движение приводился одним двигателем. |Фото: livejournal.com.
На момент создания советский самолет получил самую передовую и современную авионику. На борт установили свежую навигационную систему, мощную цифровую вычислительную систему, обновленный прицельно-навигационный комплекс, систему автоматического управления, лазерный дальномер, систему «свой/чужой» и многое другое. В последствии МиГ-27 еще несколько раз модернизировался, в результате чего на свет появилось 6 модификаций данного самолета.
Позволяет решать самые разные задачи. |Фото: regnum.ru.
Габариты боевой машины составляли 17.1х13.8х5 метров. Площадь крыла в развернутом положении составляла показатель в 37.35 кв.м. Полностью снаряженный самолет весил 18.1 тонн, а его максимальная взлетная масса составляла 20.6 тонн. В движение штурмовик приводился одним единственным турбореактивным двигателем Р-29-300 с показателем тяги 81 кН в крейсерском режиме и 123 кН в режиме форсажа. Максимальная скорость самолета в небе могла достигать 1 885 км/ч. Практический потолок полета составлял 14 км. Боевой радиус действия варьировался от 540 до 780 км в зависимости от снаряжения.
Самолет в 1990-е годы стали снимать с вооружения. |Фото: wikimedia.org.
Будучи представителем штурмовой авиации МиГ-27 мог укомплектовываться самым разнообразным вооружением, которое в свою очередь позволяло решать боевой машине широчайший спектр тактических задач в небе и на поле боя. Максимальная боевая нагрузка 27-го могла достигать 4 тонн. Распределялась она на 7 узлах-подвесках. В распоряжении пилота могли быть ракеты воздух-воздух, воздух-поверхность, бомбы (кассетные, фугасные, зажигательные, бронебойные). Помимо этого, МиГ-27 мог осуществлять доставку и сброс тактических ядерных зарядов, а одной из отличительных особенностей 27-го стала возможность установки на него корабельной 23-мм пушкой ГШ-23.
Последние 27-е стояли на вооружении Индии. ¦Фото: Twitter.
Производство МиГ-27 началось в 1973 году. В общей сложности за годы бытности Советского Союза в стране было создано 1412 таких самолетов. Распад Союза предсказуемо отрицательно сказался на обороноспособности республик, которые вышли из его состава. Многие страны начали уже в ранние 1990-е отказываться от использования дорогостоящих штурмовиков. Исключением не стала и Россия, в которой массовое списание 27-ых началось уже в 1993 году.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про МиГ-21 по-азиатски: как в Китае полвека «клонировали» легендарный советский истребитель.