Самолет Ил-96 - пожалуй, одна из самых противоречивых и вместе с тем «несчастных» машин в истории отечественной гражданской авиации. С одной стороны, самолет обладает достойными характеристиками. С другой стороны, по некоторым данным машина не слишком надежная и ее техническое обслуживание занимает в 2-3 раза больше времени, чем обслуживание других самолетов. При этом 96-ой до сих пор использует президентский Специальный летный отряд «Россия», но вместе с тем 96-ой больше не использует «Аэрофлот». Почему?
Самолет был создан еще в СССР. |Фото: flickr.com.
Можно было бы долго хвалить детище еще советской, а теперь и российской авиационной промышленности в лице Ил-96. На самом деле уже одного факта о том, что 96-ой используется Специальным летным отрядом «Россия» вполне достаточно для того, чтобы не сомневаться в надежности и качестве данной машины. Напомним, что специальный летный занимается перевозкой первых лиц государства, включая президента Российской Федерации. Очевидно, что самолеты там не самые обычные. Но на самом деле это имеет мало значения, так как в основе этих машин все равно лежит тот самый Ил-96-300.
Машина очень хорошая. |Фото: авиару.рф.
Пассажирские версии Ил-96 рассчитаны на перевозку 300-435 человек, а дальность полета машины составляет 9 тысяч километров. Эксплуатация машины в коммерческих целях когда-то осуществлялась. Началась она в 1993 году. Вплоть до 2010 года с Ил-96 не было ни одного происшествия! Что иронично: первое случилось с самолетом президента (машина не смогла взлететь из-за поломки). При этом с Ил-96 до сих пор не было ни одной катастрофы, инцидента с гибелью людей. Важно подчеркнуть, что настолько хорошая статистика отчасти связана с небольшим тиражом самолетов – всего 32 единицы. Однако, машина все равно очень надежная. При этом «Аэрофлот» летал на 96-х до 1 апреля 2014 года, однако в итоге от эксплуатации самолетов отказались. Лишь в 2022 году в «Ростехе» заговорили о возможности и необходимости восстанавливать серийное производство лайнеров, но пока дальше слов дело, судя по всему, так и не пошло. В том числе потому, что на рынке хватает импортных лайнеров и 96-ой просто не нужен.
Даже Владимир Владимирович не стесняется на таком летать. |Фото: ivanglazunov.ru.
Так что же не так с Ил-96? На самом деле все так. Не так дело только с людьми, принимающими решения. Советский Союз был одной из немногих стран с авиационной промышленностью полного цикла. Не менее трети гражданских коммерческих самолетов в мире (а по некоторым данным, до половины) на момент 1991 года были советскими. Но после распада страны авиационная промышленность пострадала одной из первых. Почему? Потому что это деньги, огромные деньги. И такой конкурент, как бывшая советская авиапромышленность, был никому не нужен. В 1990-е годы представился шанс убрать советские/российские самолеты с рынка, и для этого использовались все методы.
Вот только с 1990-х годов отечественная авиапромышленность далека от зенита славы. ¦Фото: sonar2050.org.
Удивительное дело: до 1991 года самолеты прекрасно летали, а тут «бах!» и советская продукция резко стала самой плохой в мире. Якобы не выдержала конкуренции. Вот только пора уже начинать задавать вопросы: не выдержала или ей «помогли» не выдержать? Это в представлении некоторых граждан конкуренция выглядит как этакое «благодушное соревнование качества». На самом деле в конкуренции хороши все методы и способы. Рынок не резиновый. Очень часто в жизни бывает так, что чей-то замечательный завод нужен тебе, честному бизнесмену только для того, чтобы его обанкротить и закрыть. Потому что конкурент, которого нужно убрать. А освободившуюся часть рынка ты вполне и сам со своим предприятием займешь. И все это касается отнюдь не только самолетов.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Грачи» не прилетели: почему новые Су-25Т так и не смогли заменить в России устаревшие Су-25.