
Паруса и вёсла сменились на паровую машину, а она в свою очередь - на дизельные и атомные движители. Идут века и тысячелетия, прогресс не стоит на месте. Меняются внешний вид и характеристики кораблей, однако главное остаётся неизменным: сквозь века именно водный транспорт сохраняет за собой титул наиболее экономически рентабельного способа перевозки людей и грузов на большие расстояния. И похоже, что это не измениться никогда. При этом во все времена люди по понятным причинам хотели плыть не просто «хорошо», но ещё и по возможности быстро.
1. Древние греко-римские и финикийские корабли

Для своего времени - очень быстрые.
Судя по всему, те самые античные галеры во многом появились благодаря финикийским корабелам. В дальнейшем технологию развивали древние греки, а после них – римляне. Причём сегодня у нас есть все основания полагать, что эти весельно-парусные суда были одними из самых быстрых кораблей не только античности, но и последовавших за ней Средних веков. Например, в 1989 году в СССР была реконструирована древнегреческая диера «Ивлия», что смогла разогнаться под парусом до 8 узлов. При этом за 2 года до этого в Греции была реконструирована триера «Олимпия», которая под парусом разогналась до 9-10 узлов. Для сравнения, скорость абсолютного большинства парусных средневековых судов не превышала 4.5-5 узлов. Справедливости ради, последние резко «распухли» в грузоподъёмности.
2. Викингские драккары

Ох-хо! Аж 20 узлов.
Исключением из правила тихоходности средневековых судов можно считать лишь норманнские драккары. При попутном ветре ладьи северян могли развивать скорость до 17-20 узлов! Эта особенность в купе с наличием вёсел и стала одной из причин невероятной успешности норманнской экспансии в раннем средневековье. В период с VIII по XI век скандинавы превратились в настоящую морскую чуму, залившую кровью берега Британских островов, Франции и Испании. В поисках наживы и незанятых мест для колонизации турбулентные северяне доходили до Африки и даже Америки! Главным спонсором успеха этих неугомонных людей стали их своеобразные корабли.
3. «Чайные» клиперы

Быстрые и грузоподъёмные. А ещё очень красивые.
Не нужно путать название этого парусного судна с известным венерическим заболеванием. Хотя в эпоху чайных гонок и опиумных войн оно наверняка имелось у многих матросов и офицеров… Среди парусных судов «чайные» клиперы считаются самыми быстроходными с поправкой на грузоподъемность. Если на драккар викингов в лучшем случае помещалась парочка рабов да бочек с воском, то на клипер можно было нагрузить до 965 тонн груза. При этом управиться с таким кораблём могло всего 20-30 матросов. Скорость движения при этом могла достигать впечатляющих 17-18 узлов при хорошем ветре. В своё время именно сочетание скорость-грузоподъемность сделала эти суда настоящим чудом техники, ведь только они могли доставлять из Азии в Европу быстро портящийся (в те времена) чай. Возили они, к слову, и некоторые другие (запрещённые) вещества, которые мы тактично «рекламировать» не станем.
4. Пароход «Юнайтед Стейтс»

Самый быстрый пороход.
Появление пароходов в XIX веке буквально перевернуло как пассажирские, так и грузовые перевозки по морю. При этом пароход-рекордсмен по скорости движения появился лишь в XX веке. Построили его в Соединённых Штатах. Называлось судно (вот ведь ирония) - «Юнайтед Стейтс». Абсолютный рекорд скорости среди себе подобных гражданский корабль смог поставить в 1952 году. Тогда команде удалось разогнать своего красавца до впечатляющих 34.5 узлов. Хотя, конечно, при полной загрузке скоростные характеристики парохода были заметно меньше. Впрочем, на фоне конкурентов он всё равно плавал быстрее всего.
5. Корабль на подводных крыльях «Bras DOr 400»

Самый быстрый военный корабль.
Самый быстрый военный корабль и по совместительству самое быстро судно на подводных крыльях – это канадский военный катер Bras DOr 400. На испытаниях судно удалось разогнать до 63 узлов! Правда, есть один нюанс: «Bras» так и остался чисто экспериментальным судном. На сегодняшний день уникальная посудина не только никак не используется, но и превращена в мемориал. Тем не менее, задокументированный рекорд – это рекорд. В строю этот катер оставался всего 7 лет с 1960 по 1967 год. К слову, в те времена по обе стороны Атлантики происходил настоящий бум интереса к кораблям на подводных крыльях.
6. Подводная лодка К-222

Самая быстрая подлодка.
Пресловутая «Золотая рыбка» Советского Союза (прозвище дали конструкторы из-за цены проекта), появившаяся в попытке создать ответ на новые авианосцы США. Идея с проектом 661 «Анчар» в итоге так и не выгорела. У К-222 обнаружился целый ряд неустранимых недостатков, впрочем, на развитие советского подводного флота субмарина всё-таки повлияла. Впрочем, нам интересно другое, а именно её скорость. Дело в том, что именно 222-й до сих пор принадлежит абсолютный рекорд по скорости движения в подводном положении – 44.7 узла. Для понимания, в ходе полевых испытаний, экспериментальная лодка смогла догнать и перегнать пытавшуюся уйти от её преследования авианосную группу США. При этом подлодка сначала демонстративно всплыла, намеренно дав себя заметить и инфицировать, а после лениво погрузившись, ринулась в погоню.
7. Bluebird K7

Самое быстро судно в мире.
Самым быстрым судном на сегодняшний день принято считать Bluebird K7. На пике его скорость способна достигать неимоверных 240 узлов! Правда, есть один немаловажный нюанс, который добавит этой сладкой пилюле немного горчинки. Дело в том, что К7 – это относительно большой гидроплан. В движение, кстати, приводится газотурбинным двигателем. Совсем как вертолёт или советский танк Т-80. Стоит также отметить, что до появления К7 было немало других подобных рекордсменов, чьи скорости находятся в диапазоне до 220 узлов.
8. Контейнеровозы SL-7

Самый быстрый грузовой корабль.
Если же говорить о более прикладных судах, то абсолютные рекордсмены по скорости движения есть даже среди таких в целом неповоротливых громадин, как контейнеровозы. Ярче всех на этой ниве выступили немецкие корабли SL-7, производившиеся в Германии ещё в 1970-х годах. В своё время немцы построили сразу 8 таких красавцев. В загруженном состоянии они могли ходить на скорости около 33 узлов. При этом в порожнем состоянии SL-7 могли разгоняться до 40-44 узлов, несмотря на впечатляющие габариты.
9. RMS Queen Mary

Самый быстрый пассажирский лайнер.
Построенная ещё в 1934 году «Королева Мэри» остаётся самым быстрым пассажирским лайнером в истории гражданского судоходства. При полной загрузке этот пароход мог разгоняться до 28 улов, в то время как в порожнем состоянии «Мэри» разгонялась до 32.8 узлов. При этом пассажирская вместимость лайнера составляла впечатляющие 2.1 тысячи человек. Для сравнения на печально известный «Титаник» помещалось 2.4 тысячи человек, а современные корабли-лайнеры обычно несут около 6 тысяч пассажиров. При этом важно отметить, что в годы войны «Мэри» перевозила через океан по 10-15 тысяч американских солдат. Сидеть, правда, приходилось буквально друг у друга на голове.
А вот интересное видео с нашего канала - Могут ли пассажирские самолеты на автопилоте взлетать и садиться, как это сделал советский «Буран»:
В продолжение темы читайте про 5 лучших «антиматериальных» винтовок, из которых можно попасть даже в спичечный коробок.
