Немецкий самолет «Рама» - машина действительно легендарная. Несмотря на непродолжительную историю эксплуатации, 189-ый стал широко известен на весь мир благодаря необычной форме фюзеляжа. Использовался уникальный самолет главным образом на восточном фронте. Наверняка, многие слышали о том, что, когда в небе появлялся «Летающий глаз», нужно было как можно быстрее бежать и прятаться. Закономерный вопрос: почему?
Машина была серьезная. /Фото: yaplakal.com.
На дворе был 1937 год, министерство авиации Германии опубликовало очередное техническое задание, в котором говорилось о необходимости создать самолет нового типа. Люфтваффе требовался современный и передовой самолет-разведчик, который смог бы также выполнять функции корректировщика артиллерийских обстрелов и бомбовых налетов. За проект взялось три крупных подрядчика в лице компаний: «Арадо», «Фокке-Вульф» и «Гамбургер Флюгцойгбау». Наиболее интересная и перспективная конструкция по итогу была предложена именно «Фокке-Вульф» - Fw 189. Создали ее инженеры под руководством конструктора Курта Вальдемара Танка.
Создавался самолет для разведки. /Фото: warthunder.ru.
Главной особенностью Focke-Wulf Fw 189 Uhu стала конечно же его необычная конструкция с двумя двигателями и двумя хвостовыми балками. Экипаж машины располагался в центральной гондоле между ними. Испытания первой модели выявили большое количество конструктивных недостатков. Фактически все они были устранены в результате последовавших доработок. В итоге свой первый нетестовый полет машина совершила 23 июля 1938 года. На вооружение самолет поставили официально уже после начала Второй мировой войны - 11 мая 1940 года. Использовалась «Рама» до конца 1940-х. Помимо немецких Люфтваффе, Fw 189 в небольшом количестве состоял на вооружении Болгарии и Венгрии. Всего было сделано 845 таких машин. Экипаж Fw 189 составлял три человека. Габариты самолета – 12х18.4х3.1 метра. Максимальная взлетная масса – 4 175 кг.
После пролета Рамы сразу ждали обстрела. /Фото: worldwarphotos.info.
Объем топливных баков – 440 литров. Это позволяло «Раме» летать на 670 км или проводить в небе 2 часа 16 минут. Максимальная скорость разведывательного самолета – 347 км/ч при высоте до 2 400 метров. В движение самолет приводился парой двигателей Argus As 410A-1 с отдачей 465 л.с каждый. Вооружали 189-ый двумя пулеметами MG-17 расположенными в крыльях и двумя пулеметами MG-81Z в виде турельной спарки. Кроме того, «Раму» можно было снарядить 4 бомбами до 50 кг каждая.
Машина использовалась до конца 1940-х. /Фото: stifraboi-mir.ru.
В вермахте самолет по понятным причинам прозвали «Летучим глазом». Использовался Fw 189 Uhu в первую очередь для разведки. Применяли его только на восточном фронте. Советские солдаты прозвали немецкий самолет «Рамой» за характерную форму фюзеляжа. Кроме того, в войсках сформировалось что-то вроде приметы: «увидел раму – жди беды». Впрочем, «примета» была руководством к действию, так как после разведывательных полетов Fw 189 немцы чаще всего совершали бомбовые налеты или артиллерийские обстрелы. Эти самолеты широко применялись для поиска партизанских отрядов.
Немцы умеют делать самолеты. /Фото: airwar.ru.
Интересно, что 189-ый, несмотря на кажущуюся неповоротливость, в действительности был очень маневренной машиной. Разведчик оказался крайне сложной добычей для советских истребителей из-за отличной маневренности и возможности уходить на большую высоту. Кроме того, у «Рамы» была просто потрясающая выживаемость. Известны случаи, когда немецкие разведчики успешно возвращались на базу даже после таранных ударов советских истребителей.
В продолжение темы можно почитать про то, для чего «Люфтваффе» понадобился странный самолет с кабиной сбоку.