Задача «лежачих полицейских» – заставить водителей сбросить скорость на опасных участках. Но зачастую сами дорожные устройства могут навредить проезжающим автомобилям. Какие ошибки допускают водители при проезде через такую преграду – об этом в нашем материале.
Виды «лежачих полицейских»
Установка «лежачего полицейского»/ Фото: rosacademtrans.ru
Чаще всего в городах устанавливаются искусственные неровности, выполненные в соответствии с нормами ГОСТа Р 52605-2006. В документе указано два вида «лежачих» преград: монолитные, сделанные из асфальтобетона, и разборные, выполненные из особо прочной резины и полимеров. Их можно демонтировать и собирать при необходимости.
Размеры искусственной дорожной неровности (ИДН) устанавливаются в зависимости от максимально разрешенной скорости на участке, которая указывается на указателе перед «полицейским». Установка преграды разрешена только на дорогах с искусственным освещением и водоотводом. А для информирования водителей о наличии неровности выставляется дорожный знак «Искусственная поверхность» и наносится специальная разметка «шахматка».
Однако, несмотря на прописанные требования, во многих городах и поселках устанавливаются искусственные преграды, не соответствующие ГОСТу. Они часто имеют причудливые формы и выполняются буквально из подручных материалов: использованных шин, пластиковых конструкций. Подобные самоделки часто представляют угрозу не только автомобилю, но также здоровью водителя и пассажиров.
1. Проезд на высокой скорости
Перед «лежащим полицейским» нужно притормозить/ Фото: avilon-trade.ru
Одна из самых распространенных ошибок при проезде по ИДН – не сбавлять скорость. Многие водители считают, что если пролететь преграду на 60-80 км/ч, то кузов не успеет получить удар от колес и войти в резонанс с толчками. По их мнению, машина в этом случае едет ровно и плавно, без повреждений.
Но это впечатление обманчиво. Достаточно вспомнить законы физики. На самом деле во время прохождения препятствия на высокой скорости энергия удара колеса возрастает в несколько раз. Она передается сайлентблокам и подвеске, в результате чего эти элементы испытывают большое напряжение, что приводит к их повреждениям.
У новых автомобилей они проявляются на протяжении более длительного времени, чем у «поживших» машин. Но итог все равно один – ходовая часть ломается раньше положенного срока.
Помимо этого, проезд на скорости через «полицейского» негативно сказывается на состоянии шин и дисков. Они также разрушаются после контакта с неровностью. Особенно фатальные последствия бывают, если высота искусственной выпуклости больше профиля покрышки.
В этом случае сила удара возрастает настолько, что амортизаторы не справляются с подавлением кинетической энергии. В итоге шина может разорваться, а обод – повредиться. Надо ли напоминать, какие возможны последствия?
2. Экстренное торможение
Резкое торможение перед «лежачим полицейским» может привести к блокировке колес/ Фото: drivenn.ru
Бывает, что «лежачий полицейский» плохо виден на дороге. Многие водители, заметив его в последнюю секунду, резко давят на педаль тормоза. В итоге колеса блокируются, и автомобиль получает сильнейший удар.
Это происходит из-за того, что при резком торможении центр тяжести машины смещается вперед. Передняя часть приседает, а задняя приподнимается. Передние амортизаторы принимают удар в сжатом виде, плюс на них действует возросшее напряжение, которое усиливается из-за отрицательного ускорения.
В результате сила удара приходится на кузов и отбойник. Страдают не только сайлентблоки, но также опорные подшипники и сами амортизаторы. Ну и конечно, при экстренном торможении удар могут получить также люди, сидящие в автомобиле.
По мнению экспертов, избежать повреждений машины можно лишь в одном случае. Для этого надо полностью отпустить тормоз, чтобы амортизаторы выправились. А проезжать «лежачего» нужно плавно, без резких торможений.
3. Подпрыгивание багажника
Торможение позволит сохранить хрупкие вещи, лежащие в багажнике/ Фото: xenonshop.ru
Впрочем, торможение на «лежачем полицейском» бывает иногда и полезным. Например, если перевозится стеклянная утварь или хрупкие вещи, которые могут разбиться при ударе о неровность. Чтобы сберечь такой багаж, нужно легко прижать педаль тормоза в тот момент, когда передние колеса уже миновали преграду, а задние еще не наехали на «полицейского».
В результате торможения вес машины сместится вперед, и задние амортизаторы погасят энергию, не дав багажнику подпрыгнуть. Правда, с первого раза такой трюк может не получиться, поэтому лучше потренироваться заранее.
4. Пересечение по диагонали
Пересечение «лежачего полицейского» по диагонали увеличивает риск ДТП/ Фото: vm.ru
Некоторые водители предпочитают преодолевать препятствие ездой наискосок. Действительно, в этом случае поверхность «полицейского» становится более пологой, а движение машины – плавным. Автомобиль делает четыре ровных переката, что помогает избежать ударов даже при езде на высокой скорости.
Однако у такого маневра есть и недостаток: возрастает риск ДТП. Можно не только столкнуться со встречным транспортом, но и устроить аварию с машиной сзади, если ее водитель идет на обгон. Кроме того, при таком способе преодоления «лежака» есть риск повредить колесные диски о бордюр.
5. Ехать по «лежачему полицейскому» одним колесом
При проезде преграды одним колесом нагрузка на машину распределяется неравномерно/ Фото: shkolazhizni.ru
Водители нередко целенаправленно портят искусственные преграды, выламывая боковые сегменты, чтобы получить участок ровной поверхности. При проезде «полицейского» направляют машину таким образом, чтобы колеса с одной стороны ехали по асфальту, а с другой – по неровности.
При таком маневре автомобиль едет ровно, без тряски. Однако нагрузка на ходовую часть распределяется неравномерно. Одни колеса едут свободно, а другие – преодолевая возросшее напряжение. В результате детали подвески быстрее выходят из строя.
Проехать подобным способом можно даже если искусственная преграда не повреждена. Некоторые водители специально направляют машину так, чтобы колеса одного борта ехали по обочине. А в результате получают возросший риск поломки подвески и поцарапанные диски. А еще штраф за езду по обочине.
Как правильно преодолевать дорожное препятствие
Проезжать «лежачего полицейского» нужно спокойно и без рывков/ Фото: dorznak33.ru
Проехать через «лежачего полицейского» без риска повредить машину можно только при выполнении нескольких простых правил. Все эксперты советуют заблаговременно сбросить скорость до той, что указана на предупреждающем знаке. А само препятствие проезжать плавно, без резких торможений и ускорений.
Еще иногда допускается проезд «полицейского» наискосок. Но в редких случаях и при отсутствии встречного и идущего сзади транспорта.
Если на дороге установлен барьер, изготовленный не по ГОСТу, то действовать нужно с максимальной осторожностью. Во-первых, сбросить скорость до минимальной и проехать препятствие очень аккуратно. А во-вторых, если у автомобиля небольшой клиренс, то надо отказаться от езды по диагонали, чтобы ненароком не задеть неровность днищем или порогами.
Если «лежачий полицейский» устроен из пластика и элементов, вырванных из асфальта, то действовать нужно еще более внимательно. Прежде всего, не направлять колеса в просветы, дабы избежать раскачки. Дело в том, что из дорожного покрытия может торчать арматура, которая при наезде на нее повредит колесо. Лучше, чтобы просветы оказались между колесами – так будет намного безопаснее.
Интересно также узнать про 5 кроссоверов с самыми выносливыми коробками передач «вариатор».