Олимпийские игры преподнесли людям возможность на определённое время забыть про войну, отвлечься от суеты и вкусить благодатных зрелищ. Воплощением всеобщего признания победителей стали дары, которые были наделены божественным происхождением, и в последствии многим из них удалось пронести возвышенные свойства через века. Хотя конечно, они остаются отражением представлений о мужестве и упорстве спортсменов, и только потом - тем, чем они являются в материальной оболочке. В разные времена награды в чём-то соответствовали нравам и представлением об успехе.
Задолго до нашей эры на просторах Эллады проводили Олимпийские игры. В состязание входили бег, пятиборье, борьба. С тех самых пор сохранились скульптуры метателей диска и копья. Соревнования носили исключительный характер, были тесно связаны с политикой и даже мироустройством. Недаром в самом названии прижился Олимп - название великой горы, где обосновались античные боги. И проходили они, соответственно, в Олимпии.
Мировоззрение тогда сильно отличалось от нашего и люди могли многие условности современного мира принять за чистую монету. Нельзя сказать, что они мыслили примитивно, просто в другом ключе. Во многом мысль развивалась наиболее плодотворно, ведь сам по себе мир был более молодым - об этом говорят труды античных философов, драматургов и поэтов, которые высоко ценятся по сей день.
Награждение чемпионов было важнейшей вехой в жизни всего народа / Фото: i-fakt.ru
Многое в самых разных аспектах нынешней жизни уходит корнями в во времена античности. Даже если отбросить сегодняшний престижный статус возрождённых Олимпийских игр, с некоторой перекочевавшей из древности атрибутикой, то мы обнаружим некоторые следы их влияния даже в науке. К примеру, особый бантик, которым прочно закрепляли оливковый венок на голове победителя соревнований, назывался ламниската. Символ бесконечности или перевёрнутая восьмёрка, которая буквально соединяла героя с его победой, сегодня известна как плоская алгебраическая кривая.
Фалера из Древней Греции / Фото: ru.wikipedia.org
Значение символа - отображение непосредственной причастности к священному растению - было весьма сакраментальным. Оливковая ветвь была священна всегда: с тех самых пор, как несравненная Афина подарила росток дерева жителям одного города. Олива буквально выросла из места, куда богиня опустила остриё копья. Вопреки всеобщему заблуждению, согласно данным историков, лавровые венки не служили наградой олимпийцам. Венок из оливы закреплял триумф за атлетом, дарил ему в глазах зрителей и судей изобилие долгих лет и плодородную землю, а также всеобщую славу.
Кубок сегодня вручают победителям в различных видах спорта / фото: www.pnzgu.ru
В Римской Империи атлеты могли заручиться в соревнованиях самыми разными наградами. Римляне первые придумали сложную структуру в иерархии победителей, которая отражалась в призах разного ранга. Вполне возможно, что достижение прозорливой и разветвлённой римской мысли стало в будущем основой нашей системы наград, также подчас довольно сложной и многоступенчатой. Блестящие диски, отлитые из драгоценных металлов - фалеры - использовались как застёжки для доспехов или накидок.
В иных случаях их водружали на сбрую верного скакуна. Считается, что фалеры стали прародителями медалей, которые в изобилии сегодня привозят профессиональные спортсмены с соревнований. Лавровые венки часто носили римские триумфаторы, но не чемпионы и не абсолютные герои, которые водружали на головы золотые ветви. С высоты времени кажется, что золочёный венец выглядит несколько искусственно и потому противоречиво, однако римляне видели в рукотворном создании ветвей золотого древа для героев некую приобщение к покорению непостижимого.
За кубок рыцарского турнира ведётся нешуточная борьба / Фото: kudamoscow.ru
Греки имели другое представление о понятии «фалара». Изначально это так же диск из металла, разве что меньше по размеру, и посему водружённая на шлем. Римляне же излагали в наградах историю: там красовались боги, герои и причудливые существа начиная от фавнов и кончая гидрой. Всё это в исключительно роскошном обрамлении драгоценных камней и стекла. Но не одним лишь материалом был сыт голод победителя Империи. Трофеи украшали сложных симметричные орнаменты и перемежающиеся узоры.
А вот на рыцарских турнирах - излюбленном зрелище как вельмож, так и простолюдинов - лорды выигрывали в честной схватке коня и доспехи противника, которые могли сразу же забрать в собственное распоряжение. Бились в таких схватках, как правило, насмерть. В силу того обстоятельства, что в те времена во всём мире относились к убийствам намного более снисходительно, чем в переломную эпоху Возрождения, турниры воспринимались как натуралистичное шоу, и степень трагизма зависела от того, как долго отдельные воители могли продержаться.
Фалеры / Фото: ru.wikipedia.org
с IX века на соревнованиях воинского мастерства и на рыцарских турнирах, было принято вручать победителю кубок, до краев наполненный вином. По сути, награда получалась не только символической, но и материальной: воин не только утолял вином жажду после боя, но и сразу же праздновал победу. (Как говорится, современные проблемы требуют современных решений).
В те же тёмные времена в строй наград попал золотой кубок. Также испещрённый узорами, но на этот раз более сдержанными рельефами орлов или змей. На турнирах триумфатору вручали заполненный вином кубок. Опьянение победой дополнял не менее ощутимый хмель вина из широкой ёмкости кубка. Празднество победы или же погружение в омут забытья - решать уже самому рыцарю. Кто-то мог принимать забвение как роскошь... Своего рода, Святой Грааль в миниатюре. Чаша, которую победитель вправе испить и украсить им чертоги.
Если вам понравился материал, узнайте прямо сейчас:
Зачем на самом деле на боевых ножах делают пугающие зазубрины