В 1972 году свой первый полет совершил американский истребитель 4-го поколения McDonnell Douglas F-15 Eagle. Эксплуатируется птичка ВВС США до сих пор. Полностью отказаться от машины американцы рассчитывают не раньше 2025 года, в том числе из-за большого количества модифицированных моделей на базе «пятнадцатого». Одной из таких является F-15EX Advanced Eagle. Совсем недавно данная модель прошла летные испытания. Некоторые уже называют «Advanced Eagle» лучшей машиной четвертого поколения. А как дела обстоят на самом деле по мнению самих американских военных?
Испытали самолет на Аляске. |Фото: journal.com.
Испытания нового-старого истребителя-бомбардировщика США прошли в рамках военной игры на Аляске (учений) – «Northern Edge 21». Виртуальными соперниками боевой машины были американские истребители McDonnell Douglas F-15C Eagle, General Dynamics F-16 Fighting Falcon, Lockheed Martin F-35 Lightning II и Lockheed/Boeing F-22 Raptor. Первые две машины относятся к IV поколению, вторые две принадлежат к V поколению. По словам самих американских военных, новый F-15EX показал себя неоднозначно. В ходе тестов машина смогла уничтожить несколько условных противников, однако в итоге была сбита сама. Офицеры ВВС списывают частичный провал на отсутствие оптимальной тактики применения новинки. По их словам, ее еще только предстоит разработать…
Новый и современный самолет. |Фото: Twitter.
Но что же такого особенного в F-15EX? Как уже можно было понять, «новинка» является продуктом глубокой модернизации «дедовского» F-15 Eagle. Так вот главной особенностью EX является использование так называемой архитектуры «Open Mission Systems» (OMS), которая позволяет внедрять в старый самолет новые технологии. В том числе из V поколения. Среди прочего истребитель оснастили новенькими средствами РЭБ, улучшили кабину пилота, заменили часть авионики на более современную. В общем ничего такого, что можно было бы посмотреть и пощупать руками, не находясь в кабине боевой машины.
Самолет неоднозначный. |Фото: Pinterest.
Большое количество этих «лучших самолетов IV поколения» американцы выпускать не намерены. Хотя тираж все равно будет достаточно объемным – 144 машины, из которых 2 было выпущено и передано ВВС США еще в 2021 году. При этом в ВВС США заявили, что сегодня нет никаких гарантий в отношении F-15EX. При нынешних ценах программа модернизации будет стоить 23 млрд долларов. Это большая сумма даже для военного ведомства США, из-за чего все чаще звучат предложения отказаться от большей части доработанных самолетов в пользу чего-то принципиально нового из V поколения.
Для поддержки сухопутных сил. ¦Фото: idrw.org.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему у российского самолета Ту-22М3 «квадратный» воздухозаборник.