Механическая коробка передач/ Фото: 1gai.ru
При выборе нового автомобиля подавляющее большинство покупателей ищет варианты с автоматической трансмиссией. Однако МКПП не теряет популярность и по-прежнему успешно занимает свою нишу на автомобильном рынке. Да, в случае с «механикой» нужно быть готовым к дискомфорту в пробках и езде по большим городам, где приходится часто переходить с нейтральной передачи на первую и наоборот, но есть и масса положительных моментов, из-за которых водители продолжают выбирать такой тип трансмиссии.
1. Максимальный контроль над автомобилем
Использование рычага МКПП/ Фото: drivenn.ru
Управлять транспортным средством с МКПП сложнее, чем машиной с автоматической коробкой переключения передач. С одной стороны, это больше минус, нежели плюс, но с МКПП у водителя намного шире возможности для полного контроля над процессом вождения. Человек и автомобиль становятся одной командой и действуют сообща, а не как на «автомате», где нужно лишь двигаться вперед или назад, не прибегая к дополнительным манипуляциям.
Самостоятельный переход с одной скорости на другую позволяет получить максимальную производительность либо наоборот – снизить потребление топлива за счет сдержанного стиля вождения. С учетом условий эксплуатации транспортного средства вы можете переключать скорости раньше или позже, передвигаться только на одной передаче и т.д. Здесь весь процесс в ваших руках.
К тому же у автомобилей с МКПП существенно меньший расход топлива, что обусловлено упрощенной конструкцией рабочих элементов и узлов, сокращающих механические потери и повышающие коэффициент полезного действия. Также машина имеет лучшую динамику при идентичных характеристиках силового агрегата, что тоже обусловлено спецификой внутреннего устройства.
2. «Механика» как эффективный тренажер реакции
При езде на «механике» хорошо тренируется водительская реакция/ Фото: molva33.ru
Для своевременного и корректного переключения передач на автомобиле с МКПП нужно получить ряд навыков и приобрести практический опыт. Также потребуется выработать реакцию, чтобы быстрее отзываться на события и вовремя просчитывать ситуации, где, например, нужно тронуться под горку или в пробке или сбросить скорость перед потоком других автомобилей, которые приостанавливаются.
Естественно, хорошая реакция нужна и водителям автомобилей с АКПП, но если руки находятся только на руле, это приводит к потере бдительности из-за концентрации мозга только на чем-то одном. Автомобилист смотрит в одну точку, и вопрос реакции на какие-либо изменения на дороге автоматически отходит на второй план.
3. Экономия денег
Автомобиль с МКПП дешевле, чем с «автоматом»/ Фото: rg.ru
Безусловным плюсом автомобилей с механической коробкой передач является меньшая стоимость на вторичном рынке. На фоне глобального кризиса цена на машину – пожалуй, один их ключевых критериев выбора, и по доступности МКПП выигрывает, а иногда и с большим отрывом. Для примера, на вторичном рынке идентичные модели автомобилей одинакового года выпуска и комплектации, но с разными коробками передач могут иметь разницу в цене в размере 100-200 тыс. руб.
Если же вы планируете купить новую машину, сумма вырастет в разы. Поэтому покупка авто с механической трансмиссией обеспечивает существенную экономию, а также позволяет найти более «прокачанную» и комфортабельную модель за деньги версии в базовой комплектации, но с коробкой-автомат.
4. Механические коробки передач более выносливы
Машины с «механикой» отличаются повышенной выносливостью/ Фото: cenyavto.com
В плане надежности и выносливости МКПП всегда превосходила автоматическую коробку. А современные модификации механических трансмиссий выглядят практически совершенными, и их рабочий ресурс достигает нескольких сотен тысяч километров. Но чтобы не исчерпать ранее установленных сроков, важно соблюдать все правила эксплуатации и учитывать рекомендации экспертов, которые позволят продлить жизнь «механике».
Так, водителю важно плавно переключать скорости, избегать зажатия педали сцепления при остановках и т.д. Простые действия позволят машине преодолеть огромное количество километров без поломок и сбоев трансмиссии.
5. Более доступные ремонт и обслуживание
Ремонт автомобиля с МКПП обходится более бюджетно/ Фото: autocentre.ua
Как уже упоминалось выше, механические коробки передач обладают колоссальным ресурсом и проходят сотни тысяч километров даже при отсутствии регламентного обслуживания. А за счет более простой конструкции «механику» намного проще ремонтировать, чем АКПП (тем более, если говорить о вариативных или роботизированных трансмиссиях).
Да, в МКПП есть некоторые детали, которые относятся к группе расходников, но при бережном отношении и аккуратном стиле вождения необходимость их замены возникнет только через пару лет. В АКПП из-за сложностей строения риск поломки выше, а если это случится, владельцу потребуется серьезно потратиться, чтобы оплатить услуги автомастерской.
6. «Механика» как противоугонное средство
Автомобили с «механикой» угоняют реже/ Фото: kolesa.ru
Если говорить о российском рынке, то это скорее всего миф, чем реальность, поскольку здесь соотношение авто с МКПП и АКПП выглядит практически равным. Но вот в Европе и США, где многие водители совершенно не знают, как управлять транспортным средством с механической коробкой передач, такие машины выглядят диковинными.
На фоне этих особенностей «механика» срабатывает как средство от кражи, ведь заглянув в салон, потенциальный злоумышленник просто не сможет разобраться, как уехать на такой «находке», и попытается найти более доступный вариант. Да и стоимость авто с МКПП намного ниже, о чем мы говорили в предыдущих пунктах.
7. «Механика» как инвестиция
Автомобили с механической коробкой передач в будущем могут стоить дорого/ Фото: ixbt.online
Есть еще один пункт, который определяет востребованность механической коробки передач как неотъемлемой части автомобильного рынка.
На фоне глобального перехода мировой индустрии на автоматические трансмиссии количество машин с МКПП стремительно сокращается. А если говорить об электрических моделях и гибридах, то они по умолчанию комплектуются коробкой-автомат. Поэтому при покупке машины с «механикой» есть все шансы перепродать ее дороже, т.к. через какое-то время она будет считаться редкостью.
Главное – обеспечить правильные условия хранения на закрытом паркинге или в гараже, а также следить за состоянием транспортного средства и вовремя обслуживать его.
В качестве аналогии можно использовать еду. Коробка-автомат – это фастфуд. Да, пища быстрого приготовления вполне вкусная, а готовить ее намного проще, чем домашнее лакомство. Но в случае с последним результат превосходит все потраченные усилия и время.
Такой принцип будет работать спустя несколько лет, когда покупатели начнут расценивать автомобили с механической коробкой передач как настоящую ценность, позволяющую опробовать весь «вкус» вождения.
Еще несколько плюсов машин с МКПП
Несколько неочевидных достоинств автомобилей с механикой/ Фото: ria.ru
Также есть дополнительные пункты, которыми можно охарактеризовать механическую коробку передач:
Более быстрый разгон. Машины с МКПП всегда быстрее развивают скорость, чем образцы с автоматической коробкой передач. Естественно, представители премиум-класса с АКПП лишены такой проблемы, но если говорить о бюджетном сегменте, то там разница ощутима;
Предсказуемый обгон. Управляя автомобилем с МКПП, водитель может полностью предугадать, как себя поведет машина при обгоне. В случае с «автоматом» даже при переходе в ручной режим могут наблюдаться задержки. А ведь во время обгона важна каждая секунда, чтобы успеть перестроиться до сближения со встречным автомобилем.
Простой запуск двигателя. Если машина по каким-либо причинам не заводится – например, произошла разрядка аккумулятора или вышел из строя стартер, то решить проблему можно обычным «толкачом». Если же стартер сломается на машине с АКПП, придется обращаться за помощью и вызывать эвакуатор. Разряженный аккумулятор можно запустить с помощью проводов для прикуривания, а вот завести с толкача здесь уже не выйдет.
Прогорев на морозе. При отрицательных температурах механические трансмиссии практически не нуждаются в предварительном прогреве. В свою очередь, «автомат» более привередливый и нуждается в тщательном прогреве для достижения оптимальной температуры трансмиссионной жидкости.
Замена масла в механической трансмиссии/ Фото: new-riga-auto.ru
Сроки замены масла. Замена смазывающего состава в механической коробке производится в разы реже, чем на АКПП. К тому же для «автоматов» масла требуется на порядок больше.
Освобождение из снежного сугроба. Выбраться из грязи и снега на машине с «механикой» намного проще, чем с АКПП. Дело в том, что у водителя есть разные варианты развития событий: это и пробуксовка, и раскачка. Провести такие манипуляции с автоматической трансмиссией не получится, поскольку электронный блок не позволит быстро перейти из одной передачи на другую. Да и за короткий промежуток времени КПП просто не сможет прогреться до нужной температуры.
Прочность и устойчивость к износу. Проводить буксировку прицепа или другого транспортного средства на машине с механической коробкой передач более безопасно с точки зрения устойчивости трансмиссии к поломкам. Достаточно аккуратно работать со сцеплением на старте и при переключениях скоростей, а остальные действия будут выполнены коробкой передач автоматически. «Автомату» такие нагрузки могут нанести непоправимый ущерб.
Буксировка. Тащить автомобиль с МКПП на сцепке можно без ограничений по расстоянию. Если же машина имеет на борту коробку-автомат, то здесь работает правило 50 на 50, которое обозначает: не дальше 50 км и не быстрее 50 км/ч.
Как видим, вопреки весомым преимуществам АКПП, механическая трансмиссия по-прежнему остается востребованной и уверенно занимает свою нишу.
Интересно также узнать, когда и как менять тормозную жидкость в автомобиле, чтобы избежать ДТП.