За годы Великой Отечественной войны через советские партизанские отряды прошло не менее 1 млн человек. При этом народные мстители смогли ликвидировать или пленить не менее 1.5 млн бойцов Третьего рейха и их пособников, уничтожить свыше 4.5 тысяч бронемашин и танков, более 66 тысяч грузовиков и автомобилей, более 1 100 самолетов, не менее 2.5 тысяч разнообразных орудий и расчётов. Только с 1943 по 1945 годы партизаны пустили под откос более 21 тысячи эшелонов, сломали порядка 16.8 тысяч паровозов, уничтожили 116 бронепоездов, 1982 железнодорожных моста, а также украли у оккупантов более 0.6 млн рельс.
Рельсовый червяк за работой. |Фото: back-in-ussr.com.
Для уничтожения железнодорожной инфраструктуры и спуска с рельс вражеских поездов в годы войны использовались самые разные методы. Еще в период отступления 1941 года Красная армия старалась по мере возможности уничтожать за собой железнодорожные пути. Делалось это как с привлечением специальных средств, так кустарными методами. Например, освободив рельсы от крепежей, разрушить железнодорожный путь можно было даже при помощи пары лошадей. Однако, такой способ был чрезвычайно трудоемким и небыстрым.
Немецкий вариант разрушителя путей. |Фото: wikimapia.org.
Куда большей популярностью в армии пользовался так называемый «рельсовый червяк»: специальное устройство, сваренное из пары загнутых рельс. Приспособление устанавливалось на паровоз и разрушало железнодорожное полотно вслед за ним путем разрывания рельс и шпал. Подобные устройства использовались не только Красной армией, но и немецко-фашистскими захватчиками, когда те принялись отступать с ранее оккупированных советских территорий.
Современный колесосбрасывающий башмак. |Фото: yaplakal.com.
Само собой, партизанские отряды были лишены возможности пользоваться такими сложными устройствами, как «рельсовый червяк» или «железнодорожный крюк» хотя бы потому, что для этого нужен паровоз... Поэтому в их случаях инфраструктура разрушалась или взрывчаткой, или банальной разборкой путей. Однако, по-настоящему большой популярностью пользовался метод пуска поезда под откос без разрушения железной дороги. Для этого использовалось устройство под названием «клин Шавгулидзе».
Клин Шавгулидзе на отрезке рельсы в музее. |Фото: m.fishki.net.
По своей сути клин Шавгулидзе не представляет ничего особенного и является (почти) обычным колесосбрасывающим башмаком. Использовались они на железной дороге и до Великой Отечественной войны, применяются такие и сегодня. Пользуются ими и в мирное время, когда появляется необходимость экстренного спуска поезда с рельс. Делается это в тех исключительных случаях, когда дальнейшее движение поезда по маршруту приведет к еще более тяжелым последствиям. Однако, «нормальный» башмак при всей своей кажущейся простоте – это приспособление, произведенное в заводских условиях на специальном оборудовании. Сделать такой самостоятельно не просто, а раздобыть еще сложнее, так как все башмаки подлежат учету на железной дороге.
Советский инженер-железнодорожник и партизан Великой Отечественной войны Тенгиз Шавгулидзе. ¦Фото: ya.ru.
Заслуга инженера-железнодорожника и участника войны Тенгиза Евгеньевича Шавгулидзе была в том, что он вместе с кузнецом Алексеем Ивановичем Швецовым (служили в одном партизанском отряде) нашли способ изготовить колесосбрасывающий башмак по упрощённой технологии. Настолько упрощенной, чтобы сделать его могли даже полные дилетанты в любой партизанской мастерской из фактически подручных материалов. Вооружившись таким башмаком, отряд партизан мог пустить под откос любой состав. Главное было незамеченными добраться до путей и установить устройство на один из рельсов. Несущийся состав налетал колесом на клин, после чего оно уже не могло вернуться обратно.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про Ил-2 по характеристикам уступал всем штурмовикам: а что тогда сделало его лучшим.