
Износ или повреждение тормозных дисков авто – серьёзная угроза безопасности на дороге. Есть несколько признаков, которые должны стать сигналом для владельца автомобиля, чтобы как можно скорее обратиться в сервис для диагностики и замены дисков. Игнорирование таких предупреждений может привести к аварии или поломке машины.
1. Вибрация педали тормоза при нажатии

Если при торможении водитель чувствует вибрацию педали, это может свидетельствовать о деформации тормозных дисков. Чаще всего такая ситуация возникает из-за перегрева дисков, который случается при длительном или интенсивном торможении. Под воздействием высоких температур металл меняет свою структуру, диск теряет плоскостность.
Вибрация передаётся через тормозные колодки на суппорт, а затем и на педаль тормоза. Чем быстрее автомобиль тормозит, тем заметнее становится этот эффект. Игнорирование такого признака может привести к ухудшению управляемости автомобиля при экстренном торможении.
2. Увеличенный тормозной путь

При увеличении тормозного пути нужно проверить диски
Если для полной остановки автомобиля требуется больше времени и расстояния, чем раньше, это серьёзный повод проверить состояние тормозных дисков. Снижение эффективности торможения может быть связано с несколькими факторами, но изношенные или повреждённые диски занимают одно из первых мест среди возможных причин.
Уменьшение силы трения, необходимой для замедления автомобиля, особенно опасно в экстремальных ситуациях, когда каждая секунда на дороге имеет значение.
3. Дефекты поверхности диска

Трещины на задних тормозных дисках Geely Emgrand
Наличие трещин на дисках – это критический признак, указывающий на необходимость их скорейшей замены. Трещины могут возникнуть вследствие механических повреждений, перегрева, использования некачественных материалов или естественного старения деталей.
Даже мелкие трещины со временем увеличиваются в размерах (особенно под действием перепадов температур и нагрузок). Распространение трещин может привести к разрушению дисков прямо во время движения, что создаёт риск потери управления автомобилем.
Кроме трещин, при визуальном осмотре тормозного диска можно обнаружить другие выраженные следы износа:
Они образуются вследствие длительного трения изношенных тормозных колодок о диски. Такая деформация поверхности нарушает равномерный контакт между дисками и колодками, что снижает эффективность торможения. Более того, глубокие канавки могут стать причиной повреждения новых колодок даже после их установки. В таких случаях без замены дисков не обойтись.
4. Повышенный нагрев колёс после поездки

В изношенных дисках может возникнуть дополнительное трение, которое ведет к перегреву
После продолжительной поездки нормальным считается лёгкое нагревание колёс, однако чрезмерный нагрев может сигнализировать о проблемах с тормозной системой. Одной из возможных причин являются изношенные или деформированные тормозные диски, которые создают дополнительное трение даже при отпущенной педали тормоза.
Если диск потерял плоскостность, колодки могут частично контактировать с ним постоянно, что вызывает постоянное трение и, как следствие, перегрев. Это не только ускоряет износ деталей, но и может стать причиной возгорания в крайних случаях. Поэтому чрезмерный нагрев колёс после поездки должен насторожить владельца и побудить его заменить тормозные диски.
5. Посторонние звуки при торможении

Неравномерный износ диска Peugeot 308
Одним из сигналов проблемы с тормозными дисками является появление посторонних звуков во время нажатия на педаль тормоза. Это могут быть скрип, визг или металлический скрежет.
Такие звуки часто возникают из-за неравномерного износа поверхности диска или его повреждений. Если диски стали тоньше допустимого предела, либо на их рабочей поверхности образовались глубокие борозды, это неизбежно отразится на характере звука при торможении.
Появление резкого визга может также говорить о том, что износилась сама тормозная колодка. Но если вместе с этим слышны шумы металла о металл, велика вероятность, что диск уже повреждён. Продолжение эксплуатации автомобиля в таких условиях чревато ухудшением тормозных характеристик и возможным выходом из строя всей системы торможения.
6. Появление вибрации рулевого колеса при торможении

Вибрация руля возможна из-за перегрева тормозного диска
Если при нажатии на педаль тормоза начинает вибрировать руль, это связано с деформацией передних тормозных дисков. Как правило, это происходит из-за их перекоса или коробления, которое возникает при перегреве или ударных нагрузках.
Вибрация передаётся через рулевую рейку и рулевой механизм, доставляя дискомфорт водителю и снижая уверенность в управлении автомобилем. Более того, это может привести к ухудшению точности рулевого управления при экстренном торможении. Такой признак нельзя игнорировать, поскольку он напрямую влияет на безопасность.
7. Изменение цвета поверхности диска

Тормозной диск может поменять цвет
Изменение цвета тормозного диска – это внешний признак, который может многое рассказать о его состоянии. Нормальный цвет поверхности зависит от материала изготовления диска, но обычно он серый или чёрный. Цвет диска меняется из-за чрезмерного трения (особенно при активном использовании тормозов в городском цикле или при спуске с гор).
Это изменение окраски свидетельствует о термическом воздействии, которое привело к изменению структуры металла. В результате материал теряет прочность и устойчивость к износу. Такой диск не обеспечивает должного качества торможения и подлежит немедленной замене, даже если не имеет видимых повреждений.
8. Окантовка по краю диска (буртик)

Буртик на тормозном диске
Со временем на внешней кромке диска образуется характерный буртик – выступающий край, который появляется вследствие неравномерного износа. Он легко определяется на ощупь. Если провести пальцем по краю диска, то чувствуется заметный уступ. Это значит, что рабочая поверхность диска стала меньше, а эффективность торможения снизилась.
Буртик также может препятствовать нормальному прилеганию тормозных колодок, что ухудшает тормозной контакт. Такой диск подлежит обязательной замене.
9. Появление ржавчины

Нарост коррозии на диске
Тормозные диски изготавливаются преимущественно из чугуна, который подвержен воздействию окружающей среды (особенно влажности и перепадов температур). Когда автомобиль длительное время стоит без движения (к примеру, в сырую погоду или после поездки в условиях высокой влажности), поверхность дисков начинает окисляться. В результате появляется характерный рыжеватый налет – ржавчина.
Однако важно понимать разницу между поверхностной коррозией и глубокими повреждениями металла. Небольшая ржавчина является нормальным явлением и не несет угрозы безопасности. Но если она остается даже после поездки, а диск имеет сколы, впадины, шероховатости, то речь уже идет о значительном износе материала дисков, который нельзя игнорировать.
А теперь интересное видео с нашего канала:
6 бытовых женских дел, которые в СССР были нормой, а сейчас кажутся дикостью
Интересно также узнать, зачем автомобилю лонжерон, и можно ли без него обойтись.
