Замена тормозной жидкости/ Фото: m.kolobox.ru
Тормозная жидкость (ТЖ) – важнейший расходный компонент тормозной системы, а ее замена является необходимой операцией, обеспечивающей нормальную работу автомобиля и безопасность людей, которые его используют. В руководстве по эксплуатации каждого авто прописывается срок, когда нужно менять тормозную жидкость. По мнению одних экспертов, менять ТЖ нужно как минимум раз в три года, по мнению других – раз в два года (после 30 000-60 000 км пробега).
1. Что такое тормозная жидкость, и как она работает
Различные виды тормозной жидкости/ Фото: drive2.ru
Существуют факторы, в соответствии с которыми замена тормозной жидкости необходима чаще. Например, если у вас спорткар, то менять ТЖ нужно после каждых 15 000 км. Также имеют значение категория жидкости, стиль вождения, нагрузка на автомобиль, условия эксплуатации, качество дорожного полотна. Замена тормозной жидкости имеет свои тонкости.
Тормозная жидкость относится к продуктам автохимии. При нажатии на педаль тормоза мощное усилие передается тормозным суппортам или цилиндрам, которые замедляют вращение колес автомашины. Этот процесс сопровождается выделением тепловой энергии.
Задача тормозной жидкости – не допускать закипания и делать это качественно, быстро и многократно. За эту функцию отвечают специальные добавки в составе ТЖ.
Признаки хорошей тормозной жидкости:
2. Основные признаки необходимости замены ТЖ
При каких условиях нужно менять тормозную жидкость/ Фото: zr.ru
Свежая тормозная жидкость закипает при температуре от плюс 200 до плюс 260 градусов. Но поскольку она все же поглощает влагу, со временем, когда содержание воды превысит 3 % от общего объема ТЖ, этот порог снижается до показателей от плюс 150 до плюс 180 градусов. При достижении точки кипения появляются воздушные пузыри. Из-за них тормозная жидкость частично выбрасывается в резервный бачок, при этом ее уровень в основном баке понижается.
То же самое происходит при разгерметизации системы (даже одного контура) и попадании в нее воздуха. В итоге при резком торможении не хватает давления, и педаль тормоза проваливается. А это чревато аварией!
К тому же присадки, входящие в состав тормозной жидкости, имеют тенденцию со временем «стареть». Они разлагаются и утрачивают первоначальные характеристики.
Итак, замена ТЖ необходима при наличии следующих признаков:
Качество тормозной жидкости напрямую влияет на работу тормозной системы. В сложной дорожной ситуации у тормозов нет права на отказ!
3. Стандарты тормозной жидкости
ТЖ стандарта DOT 4/ Фото: zr.ru
В тормозных системах современных машин используется ТЖ, соответствующая стандарту DOT 4. Она включает:
Температура закипания базовой DOT 4 в лабораторных условиях составляет от плюс 230 градусов, а в практических – от плюс 155 градусов, ее вязкость – 1800 мм2/с. Для этого стандарта предусмотрен срок замены ТЖ один раз в 2 года. DOT 4 Class 6 при стандартной эксплуатации автомобиля закипает при температуре от плюс 175 градусов.
Существуют и другие стандарты:
Чем ниже вязкость тормозной жидкости, тем свободнее и быстрее она передает усилие на исполнительные механизмы тормозной системы. В то же время чем выше температура закипания ТЖ, тем ниже вероятность «пропадания тормозов» в дороге, поскольку через пар невозможно передать необходимое усилие на колодки.
Racing Brake Fluid компании Liqui Moli/ Фото: moly-shop.ru
В линейках некоторых производителей автохимии есть собственные продукты. Например, Racing Brake Fluid от немецкой компании Liqui Moli закипает при температуре плюс 195 градусов. Этот продукт предназначен для спортивных и раллийных автомобилей, у которых тормозная система испытывает значительные нагрузки.
Российские производители тоже выпустили свой продукт – PUSEFF DOT 4. Температура кипения этой тормозной жидкости составляет плюс 155 градусов. Полный набор присадок защищает металлические элементы от окисления и коррозии, образования паровых пробок. Подходит для современных тормозных систем с ABS/ESP.
Если не доверяете отечественным производителям, то предлагаем рассмотреть продукт rein Well стандарта DOT 4 Class 6. Эта тормозная жидкость немецкой марки производится в России по лицензии. Естественно, подходит для иномарок.
4. Как поменять тормозную жидкость
Особенности замены тормозной жидкости/ Фото: drive2.ru
По идее при выходе из строя тормозной жидкости нужно полностью ее слить и залить новую, а затем прокачать систему. Долив не рекомендуется ни производителями, ни самими автолюбителями, так как смешение составов может негативно отразиться на работе тормозной системы.
Но все же некоторые автовладельцы используют такой метод – удаляют часть старой тормозной жидкости при помощи шприца. Немного оставляют, чтобы в систему не попал воздух. Потом при помощи прозрачной трубки сливают остатки жидкости в какой-нибудь сосуд. И, наконец, полностью наполняют бачок новой тормозной жидкостью.
Интересно также узнать, за какие аксессуары водителю могут выписать штраф или снять автомобиль с регистрации.