
Когда повышается расход топлива в автомобиле, это значительно бьет по бюджету, заставляя тратить на заправки больше денег. Кроме того, это говорит о том, что в системах автомашины произошли сбои. Если вам приходится чаще заезжать на автозаправочные станции, то пришло время проверить следующие системы вашего авто.
1. Неисправности в электронном блоке управления двигателем

Блок управления рассчитывает оптимальное количество топливовоздушной смеси/ Фото: avto.pro
Перерасход горючего часто связан с проблемами в электронной системе управления мотором. Поэтом стоит обратить внимание на работу датчиков, которые передают данные об основных параметрах работы узлов силового агрегата в ЭБУ (электронный блок управления двигателем).
Этот блок рассчитывает оптимальное количество топливовоздушной смеси на основе данных, полученных со следующих индикаторов:
1. Датчик температуры охлаждающей жидкости и впускного коллектора, в основе работы которого лежит свойство терморезистора. Если этот индикатор поврежден, то топливовоздушная смесь образовывается не оптимально. В результате она получается или слишком «бедной», или слишком «богатой». И в том, и в другом случае мотор теряет мощность и перерасходует горючее.
2. Индикатор положения дроссельной заслонки. При его неисправности происходит нарушение управления мотора режимах холостого хода и ускорения из-за неправильного восприятия электронным блоком необходимой нагрузки на силовой агрегат. В результате топливовоздушная смесь неправильно подготавливается, мощность теряется и расход горючего повышается.
В некоторых авто этот датчик принимает участие в электронных системах управления как мотором, так и автоматической коробкой передач. Если датчик поврежден, то АКПП работает в неоптимальном режиме, и из-за этого горючее перерасходуется.
3. Сенсоры-расходомеры поступающего воздуха – измеряют объем воздуха, который поступает в силовую установку. Чем больше воздуха поступает в мотор при открытии дроссельной заслонки, тем больше необходимо горючего, чтобы подготовить оптимальную топливовоздушную смесь.
В зависимости от показаний индикаторов, ЭБУ корректирует работу исполнительных механизмов, подстраивая их под актуальный режим езды. Если индикаторы вышли из строя, то они показывают некорректные значения, и ЭБУ выбирает неправильную программу, что влечет за собой некорректное сгорание воздушно-топливной смеси и повышение расхода горючего. Если какой-то индикатор вышел из строя, то на приборной панели загорается соответствующий чек.
2. Загрязнение воздушного фильтра

Воздушный фильтр периодически нужно чистить и менять/ Фото: avtocomplekt.ru
В среднем воздушный фильтр в автомашине служит на протяжении 15 000 км пробега. Если его вовремя не менять, то расход горючего увеличивается на 15 %. Если воздушный фильтр забит грязью, то это провоцирует недостаток воздуха в камере сгорания. При этом цилиндры мотора плохо наполняются, его отдача уменьшается, что ведет к увеличению топливного аппетита.
А если пыль и грязь с воздушного фильтра проникают в камеру сгорания, то на стенках цилиндров нередко возникают царапины. Поэтому если вы часто ездите по грунтовым дорогам, регулярно очищайте воздушный фильтр. Его можно выбить, как половик, пропылесосить или продуть с помощью компрессора для накачки покрышек.
3. Загрязнение топливного фильтра

Из-за грязного фильтра топливо может нестабильно поступать в камеру сгорания/ Фото: centr-to.ru
В современных автомобилях фильтрация топлива чаще всего двухступенчатая:
Если в этих элементах скапливается грязь, то она образует преграду на пути горючего в камеру сгорания. Чтобы нормализовать подачу горючего, ЭБУ реагирует на это командой на открытие форсунок на более длительный срок.
Это чревато тем, что загрязнение топливного фильтра вызывает частое и неустойчивое изменение давления, и компьютер не успевает его корректировать, поэтому горючее поступает в камеру сгорания нестабильно. При этом мощность мотора снижается, и водитель начинает газовать более усиленно, что ведет к увеличению расхода бензина.
4. Засорение топливных форсунок

При помощи форсунок осуществляется равномерная подача топливной смеси/ Фото: reman-service.ru
Топливные форсунки (инжектор) представляют собой микронасосы, с помощью которых горючая смесь подается равномерно и далее эффективно сгорает. Их засорение приводит к неравномерности факела распыления топлива, и в результате мотор потребляет горючее в большем количестве.
В качестве экстренного решения можно залить в бензобак очиститель топливной системы. Но лучше промыть форсунки на специальном стенде.
5. Неисправности в выпускной системе

Выпускная система автомобиля/ Фото: techinsider.ru
Если выпускная система неисправна, то двигатель внутреннего сгорания начинает работать некорректно. Если каналы ГБЦ закоксованы, а катализаторы забиты, то отработанные газы выходят с большим затруднением. Поэтому на выход продуктов сгорания мотор затрачивает больше энергии. А чтобы сохранить рабочую мощность, требуется больше горючего.
6. Агрессивная манера езды

При слишком агрессивной езде расход топлива заметно увеличивается/ Фото: 5koleso.ru
Но повышение расхода бензина может быть связано не только с неисправностью работы систем. Одна из таких причин – агрессивная манера вождения. Если вы активно стартуете, резко разгоняетесь и тормозите, движетесь по трассе с крейсерской скоростью более 110 км/ч, и при этом у вас авто с 5-ступенчатой МКПП или старой автоматической 4-скоростной коробкой передач, то будьте готовы к тому, что вашему «железном коню» потребуется больше бензина.
Это связано с тем, что, когда вы резко тормозите, то энергия, потраченная на разгон, переходит в бесполезную тепловую энергию торможения. В итоге происходит напрасная трата горючего. Поэтому эффективнее будет по мере возможности двигаться накатом и не давить на педаль тормоза без причины.
7. Низкое качество топлива

Чтобы избежать плохого топлива, нужно заправляться на качественных АЗС/ Фото: card-oil.ru
Использование низкокачественного горючего тоже повышает его расход. Если химический состав топлива не соответствует нормативам, то оно сгорает нештатно. Для устранения этой проблемы подключается блок управления мотором, обогащая смесь большим поступлением горючего. Чтобы этого избежать, рекомендуется заправляться только на проверенных сетевых АЗС.
Кроме того, расход бензина повышается и при использовании дешевого низкокачественного моторного масла и его несвоевременной замене.
8. Другие причины

Открытые окна машины увеличивают аэродинамическое сопротивление/ Фото: kotsport.ru
К другим причинам резкого повышения расхода горючего относятся:
Как бороться с перерасходом топлива

Измерение давления в автомобильных шинах/ Фото: hyperauto.ru
Способы борьбы с избыточным расходом горючего вытекают из причин, с которыми он связан. Так, если вы обнаружили, что электронные датчики работают неисправно, то обратитесь в сервис, где проведут компьютерную диагностику вашего авто и заменят вышедшие из строя элементы.
Следите за состоянием воздушного и топливного фильтров, своевременно их очищайте. Промывайте засоренные форсунки на специальном стенде. Ну и, конечно, водите машину менее агрессивно, заправляйтесь только качественным бензином, не пользуйтесь кондиционером без острой необходимости, следите за давлением в шинах и не перегружайте багажник.
Интересно также узнать про 8 лучших хэтчбеков в 2025 году.