Когда речь заходит о бронетанковых войсках вермахта в годы Великой Отечественной войны, то большинство людей сразу же представляет себе в лучшем случае стройные ряды из танков «Панцер IV», в худшем - наводнение из «Тигров» и «Пантер». Однако, правда жизни в том, что далеко не последнюю роль в вермахте играли самоходные орудия, в частности так называемые «штурмовые орудия». Самым массовым из них был знаменитый «Штуг III».
Сначала был с короткой пушкой. |Фото: worldwarphotos.info.
«Sturmgeschutz III» или по-нашему «Штурмовое орудие III» — это самая массовая немецкая самоходно-артиллерийская система времен Второй мировой войны. Разработанный еще в 1936 году «Штуг III» выпускался вплоть до 1945 года. В общей сложности немцы произвели 9 240 таких САУ всех моделей и модификаций. Для сравнения, средний танк вермахта «Панцер IV» за годы войны был произведен в количестве 8 573 единиц, танков «Пантера» немцы сделали чуть больше 6 тысяч единиц, а «Тигров» первой модели было произведено всего 1 347 единиц. Таким образом почти на каждый средний танк вермахта приходилась одна САУ.
Поздний вариант самоходки. |Фото: liveinternet.ru.
Создателем «StuG III» была ныне не существующая машиностроительная компания Daimler-Benz. Всего за годы войны ее инженерами было разработано 5 серийных модификаций (всего моделей было 9) упомянутого штурмового орудия. Делали самоходки на базе шасси танков «Панцер III», только вместо танковой башни на него ставилась специальная капсула с орудием. Уже во время вторжения во Францию немецкие самоходки смогли зарекомендовать себя с лучшей стороны. Надежные, достаточно эффективные, легкие, уверено двигающиеся почти по любой местности. Кроме того, «Штуг III» очень тихо работал (по меркам бронетехники) и имел низкий профиль. Последние две вещи заставляли ненавидеть эту машину едва ли не больше любого немецкого танка. Красноармейцы терпеть не могли штурмовые орудия, так как из-за небольших габаритов обнаружить их на местности всегда было той еще задачкой.
В середине войны заменили орудие. |Фото: 1zoom.ru.
Масса «StuG III» в зависимости от модели колебалась от 19.6 до 23.9 тонн. Для сравнения «Панцер IV» весил от 18.4 до 28.5 тонн, а советский Т-34 от 26.5 до 30.9 тонн. Легче был только советский «сухарь» - Су-76. Его масса составляла 11.2 тонны, однако у этой «вынужденной» машины практически не было брони, а боевое отделение и вовсе не имело крыши для решения проблемы загазованности при выстреле. А вот по размерам «Штуг» был вполне сопоставим и с «Панцером» и с 34-кой: длина корпуса – 5.4 метра, длина с пушкой – 6.77 метра, ширина - 2.95 метра, высота – 2.16 метра. К слову, Т-34 считается очень низким танком – 2.4 метра. Немецкий «Панцер IV» был куда более приметным на местности – 2.68 метра. Таким образом «Штуг III» с его 2.1 на общем фоне едва ли не то, что выравнивается с уровнем травы!
Очень низкий и тихий. |Фото: imtw.ru.
Броня у самоходного орудия была, по сути, такой же, как у среднего танка «Панцер III». Советская 45-мм использовавшаяся до 1942 года пробивала такую с большим трудом. В начале войны САУ вооружалось коротенькой нарезной пушкой 75-мм StuK 37 L/24. Такая же стояла на «Панцер III» и «IV». После того как немцы столкнулись с Т-34 и КВ-1 пушки начали менять на длинные 75-мм StuK 40 L/43 (L/48). Новое орудие достаточно эффективно справлялось с советскими средними и легкими танками, а также имело все шансы достичь успеха в столкновении с каким-нибудь тяжелым КВ-1. В качестве дополнительного вооружения на «StuG III» использовались пулеметы калибра 7.92 мм. Это мог быть как MG-34, так и MG-42 во второй половине войны. Боекомплект пушки составлял 44 снаряда. Пулемета – 600 патронов.
Произвели Штугов больше, чем некоторых танков. ¦Фото: Twitter.
В движение самоходка приводилась двигателем Maybach HL 120TRM с мощностью 300 лошадиных сил. При емкости топливных баков в 310 литров, САУ могло пройти по шоссе до 155 км. Удельная мощность машины составляла 12.8 л.с/т. Это заметно меньше, чем у Т-34, сопоставимо с «Панцер IV» в начале войны и меньше, чем у «IV-ки» в середине войны. Тем не менее, для обеспечения достаточной проходимости самоходке этого было более, чем достаточно.
А вот интересное видео с нашего канала:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, почему у немецких танков были дульные тормоза, а у советских – нет.