Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

4 самых эффективных истребителя пятого поколения: главные в воздухе



В современной военной авиации истребители пятого поколения – это новые самолеты, способные доминировать как в воздушном бою, так и в ударных операциях по наземным и морским целям. В мире на сегодняшний день существует лишь несколько серийных образцов таких машин, у каждого из которых имеются уникальные свойства и стратегические преимущества.


1. F-22 Raptor: король воздушного боя



Выпуск F-22 Raptor остановили в 2011 году

Выпуск F-22 Raptor остановили в 2011 году

Старт производства первого в мире серийного истребителя пятого поколения F-22 Raptor был дан в 1997 году. А в 2005 году этот самолет оказался в строю ВВС США.

Суммарно таких летательных машин было произведено 195 экземпляров, а в 2011 году выпуск остановлен. Невзирая на это, F-22 Raptor до сих пор остается одним из самых эффективных истребителей в мире. Композитные материалы, специальное радиопоглощающее покрытие, минимизирующая отражение радарных сигналов аэродинамическая форма – все это делает истребитель F-22 очень маневренным.

Ему под силу выполнение экстремальных маневров в воздухе, которые недоступны другим самолетам. За счет сверхзвукового крейсерского режима перехват целей осуществляется быстро без применения форсажа.

F-22 Raptor, вид спереди

F-22 Raptor, вид спереди

Присутствующий на борту данного самолета радар AN/APG-77 может находить цели на расстоянии свыше 200 км, одновременно сопровождая до 10 объектов. При этом для большинства радаров F-22 Raptor остается практически невидимым на тактических дистанциях.

Изначально создаваемый для завоевания воздушного господства, этот самолет способен нести высокоточное вооружение класса «воздух–поверхность».

Высокая эксплуатационная стоимость и ограниченная многофункциональность заставила прекратить выпуск данного американского истребителя. Вопреки этим обстоятельствам его можно назвать настоящим образцом воздушного превосходства. Самолет продолжает выполнять основную задачу по сдерживанию потенциальных противников (особенно в Тихоокеанском регионе).

2. F-35 Lightning II: многоцелевой солдат будущего



В F-35 Lightning II сделан акцент на многофункциональность и сетевую интеграцию

В F-35 Lightning II сделан акцент на многофункциональность и сетевую интеграцию

Самому массовому истребителю пятого поколения в мире, F-35 Lightning II, под силу выполнение широкого круга задач (от ударных миссий до разведки и подавления ПВО). Представлен он в трех версиях:

1. Базовый вариант – F-35A – рассчитан на обычный взлет и посадку, предназначен для ВВС США.

2. Для морской пехоты США и Великобритании создана версия F-35B с коротким вертикальным взлетом и вертикальной посадкой.

3. Для авианосцев американских ВМС существует палубная модификация F-35C. Ее отличает увеличенная дальность и усиленные шасси.

Палубная модификация американского истребителя,  F-35C

Палубная модификация американского истребителя, F-35C

В самолете F-35 сделан акцент на многофункциональность и сетевую интеграцию. Уступая истребителю F-22 в скорости и маневренности, он компенсирует недостатки за счет наличия передовой авионики. Сведения с радара, ИКС, РЭБ и внешних источников объединяются бортовой системой в единый тактический обзор. Информация поступает на шлем пилота, давая ему возможность «смотреть сквозь фюзеляж», получать полную картину происходящего и максимально быстро реагировать на угрозу. При этом нет необходимости в переключении между отдельными системами.

На внешнюю подвеску данный истребитель может брать до 8 тонн вооружения. Однако при этом изначальные стелс-свойства утрачиваются.

F-35 активно используется в реальных вооруженных конфликтах. Способность объединения в общую систему управления войсками делает его не просто истребителем, а настоящим «летающим цифровым мозгом» сетецентрической войны.

F-35 Lightning II критиковали за его высокую стоимость и технические задержки. Но все же он сумел доказать эффективность в реальных операциях (в Сирии и Ираке) и в учениях НАТО.

3. Су-57: российский ответ западным стелс-истребителям



Су-57 способен обнаруживать цели на больших дистанциях

Су-57 способен обнаруживать цели на больших дистанциях

Российский Су-57 («изделие Т-50») начали производить серийно в 2019 году. Этот первый (и на сегодняшний день единственный) отечественный серийный истребитель пятого поколения объединил традиционные для российской школы авиации качества (мощное вооружение, высокую маневренность и прочную конструкцию) с элементами стелс-технологий.

По малозаметности (особенно в лобовой проекции) он проигрывает американским аналогам. С целью снижения ЭПР инженеры применили такие решения, как S-образные воздухозаборники, радиопоглощающие покрытия и скрытая в фюзеляжных отсеках установка вооружения.

Су-57 способен нести широкий спектр вооружений. Благодаря бортовой РЛС «Ирбис-Э» и оптико-электронной системе «ОЛС-57» самолет обнаруживает цели на больших дистанциях и в сложных условиях.

Важная особенность данного самолета заключается в его способности взаимодействовать с беспилотными аппаратами. Это делает его не простым истребителем, а центром распределенной боевой системы.

4. J-20: китайский ответ Западу



Радиус действия Chengdu J-20 без дозаправки составляет около 2 тыс. км

Радиус действия Chengdu J-20 без дозаправки составляет около 2 тыс. км

К первому истребителю пятого поколения в Азии, Chengdu J-20, изначально относились как к копии западных аналогов. Но со временем стало понятно, что это не копия, а самостоятельный проект с уникальной концепцией. По количеству на 2025 год он является вторым истребителем в своем классе, уступая лишь F-35.

Разрабатывался данный китайский самолет с целью завоевать преимущество в воздухе и перехватывать самолеты ДРЛО, танкеры и другие стратегические цели. За счет удлиненного фюзеляжа и внушительных размеров на нем может размещаться большой запас вооружения и топлива. Обеспечиваемый без дозаправки боевой радиус действия достигает 2 тыс. км.

Стелс-характеристики Chengdu J-20 находятся на среднем уровне. Его форма оптимизирована таким образом, чтобы снижать заметность в лобовой проекции, но боковые и задние сектора защищены в меньшей степени.

Chengdu J-20, вид спереди

Chengdu J-20, вид спереди

Покрытия и конструкция данного самолета активно модернизируются. Используемые двигатели WS-15 обеспечивают вектор тяги и сверхзвуковой крейсерский режим. В более ранних версиях устанавливались российские АЛ-31Ф или китайские WS-10C, возможности которых ограничены.

Местом размещения вооружения на J-20 служат внутренние отсеки, что помогает сохранить малозаметность.

В стратегии Китая, направленной на обеспечение контроля над Южно-Китайским морем и сдерживание американского присутствия в регионе, ключевая роль отводится именно истребителю J-20.

А теперь интересное видео с нашего канала:

Чем примечательна советская реактивная система залпового огня «Ураган», придуманная в Чехословакии




Интересно также узнать про 10 самых фантастических военных проектов, которые (к счастью) не были реализованы.

Обратите внимание:

0
1836
Версия для печати