Два года тому назад специалисты аналитического агентства «Автостат» подсчитали количество автомобилей с АКПП в России. Доля транспортных средств с автоматической коробкой на момент 2021 года перевалила за отметку в 66%. Для сравнения в 2019 году по данным того же «Автостата» количество подобных авто составляла чуть больше 59%. При этом порог в 50% российский рынок перешагнул еще 7 лет тому назад. Количество машин с «автоматом» растет безостановочно. Минувший 2022 и текущий 2023 годы не стали в этом отношении каким-либо исключением.
1. Нарушение правил буксировки
Лучше вообще к буксировке не прибегать. |Фото: avtoshark.com.
Не самая распространенная ошибка автомобилистов, однако одна из самых фатальных. Потому и нуждается в отдельном упоминании. Даже одна неправильная буксировка может стать причиной поломки коробки. Еще лет 25-30 назад появилось так называемое правило «50 на 50». Расшифровывается данная формула следующим образом: автомобиль с АКПП можно буксировать на скорости до 50 км/ч на расстояние до 50 км, после чего коробке следует дать «отдохнуть».
В целом и общем данное правило актуально и сегодня с той лишь разницей, что допустимые значения скорости и дистанции стали еще ниже и на данный момент актуальная формула звучит уже как «30 на 30». При этом не стоит забывать о том, что каждая АКПП во многом уникальна и перед буксировкой было бы не лишним еще раз перечитать соответствующий раздел инструкции по эксплуатации конкретно для вашей модели. Также следует обязательно помнить, что на автомобиле с АКПП нельзя буксировать более тяжелый автомобиль.
2. Не прогревать коробку и не менять рабочую жидкость
Масло нужно регулярно менять. |Фото: protechnic.ru.
С началом холодного сезона настоятельно рекомендуется греть не только двигатель, но и коробку передач. Автоматическая трансмиссия в силу особенностей конструкции прогревается, мягко говоря, неспешно… Традиционно нормальным диапазоном температур для пуска является 50-90 градусов по Цельсию. Увы, на приборных панелях абсолютного большинства автомобилей нет штатного датчика, который мог бы дать подсказку в температуре внутри коробки. Поэтому трогаться с места следует максимально плавно, а скорость набирать – постепенно. Первые две минуты пути настоятельно рекомендуется не «топить».
Отдельно следует упомянуть о том, что всякая автоматическая коробка также нуждается в регулярной и своевременной замене рабочей жидкости. У разных производителей автомобилей рекомендации по срокам замены разные. Например, для автомобиля Kia Rio установлен пробег в 90 тысяч км, а для внедорожника RAV4 составляет уже 40 тысяч км.
3. Злоупотреблять режимом паркинга
Сломать коробку не сложно. |Фото: YouTube.
У тех, кто только перешел с «механики» на «автомат» как правило есть одна вредная привычка. И все бы ничего, но она значительно ускоряет скорость износа автоматической трансмиссии. Речь идет о злоупотреблении режимом паркинга: многие новички переключаются в этот режим (по привычке) буквально на каждом светофоре! Использовать режим «Р» в поездке можно, но прибегать к его помощи следует только в случае нахождения в длинной и медленно продвигающейся пробке. Стоит также отметить, что у некоторых моделей с АКПП неправильное использование паркинга вредит не только коробке, но и двигателю машины.
4. Пренебрегать ручным тормозом
Стояночный тормоз не для красоты. |Фото: ВКонтакте.
Пока одни автомобилисты «балуются» без повода и без с режимом паркинга, другие совершают диаметрально противоположную ошибку – никогда (или почти никогда) не пользуются стояночным тормозом, надеясь лишь на тот самый режим «Р». Следует запомнить, что режим паркинг предназначен для использования лишь в тех ситуациях, когда машину можно оставить на идеально ровной поверхности. Во всех остальных случаях, даже при наличии минимального уклона, автомобиль с АКПП нужно ставить еще и на стояночный тормоз (ручник). Пренебрежение этим правилом может закончиться поломкой одного из фиксаторов положения в АКПП. Также не стоит забывать о том, что переключаться в режим «Р» можно только после полной остановки транспортного средства.
5. Практиковать старт с двух педалей
Не стоит рвать с места! ¦Фото: mosavtoshkola.org.
После неправильной буксировки данная ошибка, пожалуй, является самым быстрым способом привести АКПП в полную негодность. Настоятельно не рекомендуется при старте давить в пол сразу две педали в режиме «D», а затем резко отпускать педаль тормоза. Такая эксплуатация провоцирует резкий скачок температур внутри коробки передач и ускоренному износу практически всех ее компонентов.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, какая особенность конструкции позволяла Урал-375 преодолевать почти любые преграды.