Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Разное    



Гонка вооружений между Америкой и Советским Союзом дала толчок целому ряду неординарных проектов. Иногда они принимали новаторские, хоть и необычные формы. Так было с поначалу весьма перспективной разработкой нового поколения – экранопланами. Вот только если Соединенные Штаты, несмотря на далекоидущие планы, в конце концов, отказались от этого передового проекта, то СССР сделал ставку на новое направление и не прогадал.


Разработка экранопланов было одним из перспективных направлений советской инженерии. Сама новаторская технология состояла в создании машин, которые двигаются над плоскостью с помощью так называемого «экранного эффекта». Идейным вдохновителем и популяризатором развития проектов экранопланов в СССР по праву считается выдающийся инженер Ростислав Алексеев.

Легендарный советский инженер Ростислав Алексеев. /Фото:  kp.ru

Легендарный советский инженер Ростислав Алексеев. /Фото: kp.ru

ЦКБ Алексеева активно создавало суда на подводных крыльях, но все же мировой знаменитостью его сделали именно экранопланы и экранолеты. Советские гиганты «Лунь» и «Каспийский монстр», которые были воплощение самых передовых разработок, до сих пор поражают воображение своими масштабами и работой.

Каспийский монстр был гордостью СССР. /Фото: pikabu.ru

Каспийский монстр был гордостью СССР. /Фото: pikabu.ru

Однако «коллега» Советского Союза по Холодной войне и гонке вооружений не хотела мириться с первенством социалистов в этом направлении. Американские ученые и инженеры планировали дать достойный ответ СССР. Так, в 1960-х годах специалисты компании «Конвэйр» начали за разработку амбициозного проекта: они взялись создать принципиально новое техническое чудо, которое бы совмещало в себе экраноплан и судно на воздушной подушке.

Американский ответ советским экранопланам. /Фото: freedom-news.ru

Американский ответ советским экранопланам. /Фото: freedom-news.ru

Один внешний вид проектируемого судна собирались сделать нетривиальным – «Конвэйр» должен был стать похожим на летающую тарелку. Такой необычный шаг был продиктован желанием добиться маневренности. Технические характеристики предполагались не менее впечатляющие: по информации Novate.ru, длина машины составляла 122 метра, толщина – 20 метров, а развиваемая скорость – 100 узлов (или 185 км\час). Да и сама конструкция была хорошо проработана: по периметру экраноплана устанавливались реактивные двигатели для возможности вращения на месте. А функция «воздушной подушки» должна было позволить быстро уйти под воду.

Разработчики осознавали, что будущее амбициозному проекту возможно обеспечить только в сотрудничестве с военными. Поэтому в первоначальные планы машины было добавлено оснащение ядерными ракетами, которые должны были располагаться внутри. Предполагалось в случае ведение боя с подводными лодками противника использовать против них это оружие. При выборе ракет авторы проекта остановились на SSM-N-8A «Регулус» или новые UGM-27 «Поларис».

Ракеты SSM-N-8A «Регулус» и UGM-27 «Поларис». /Фото: wikipedia.org

Ракеты SSM-N-8A «Регулус» и UGM-27 «Поларис». /Фото: wikipedia.org

Казалось, что перспективный проект, который должен был стать ответом советским атомным экранопланам, без сложностей завоюет интерес правительства, и те дадут ему путевку в жизнь. Вот только все вышло наоборот. Американское руководство было ориентировано на развитие и поддержку других направлений, и ВМФ США попросту отказались от необычной разработки. После ряда отвергнутых похожих проектов, таких как авианосный экраноплан, инженеры полностью утратили всякий интерес к суднам подобного типа.

Запуск ракет планировали проводить прямо с экраноплана. /Фото: freedom-news.ru

Запуск ракет планировали проводить прямо с экраноплана. /Фото: freedom-news.ru

А вот Советы спустя десятилетия заинтересовались идеей размещения самолетов на таких машинах. В 1980-е годы проектированием авианосных экранопланов занимался лично Ростислав Алексеев. Он придумал огромную по размерам машину, которая должна была заниматься доставкой на космодром Байконур отдельных частей ракетоносителей.
Однако разработкой серьезно заинтересовал военных, и первоначальную задумку пришлось изменить.

Так, Алексеева попросили переделать его проект так, чтобы в конечном итоге получился экраноплан, который смог бы заниматься транспортировкой ядерного вооружения. Планировалось запустить такие машины в массовое производство, чтобы они целыми группами пересекали территорию страны.
Интересный факт: некоторые экранопланы хотели оснастить реальными межконтинентальными баллистическими ракетами, другие же – только их муляжами.

Экраноплан с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту. /Фото: freedom-news.ru

Экраноплан с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту. /Фото: freedom-news.ru

Такая задумка не позволяла бы врагу открыть по этим мобильным «мишеням» ответный огонь в случае прямого военного столкновения с врагом. Однако Ростислав Алексеев так и не успел воплотить в жизнь свой амбициозный проект. А в период перестройки все подобные разработки были отложены в дальний ящик. Но в последние годы инженеры вновь воспылали интересом к экранопланам. И, возможно, в скором будущем мы увидим другие детища легендарного проектировщика.

Воплощенная в жизнь задумка Алексеева - экраноплан «Лунь». /Фото: topwar.ru

Воплощенная в жизнь задумка Алексеева - экраноплан «Лунь». /Фото: topwar.ru


В дополнение к теме: Какие надежды в СССР возлагали на экраноплан «Лунь» и почему он оказался полным разочарованием.


Обратите внимание:







9789
13.08.2019 10:30
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё