Период существования Советского Союза всегда сопровождался различными масштабными и смелыми преобразованиями: начиная индустриализацией и заканчивая космической программой. Однако история знает едва ли не больше проектов, оставшихся на бумаге из-за своей излишней амбициозности. Вашему вниманию 7 идей советских деятелей, которые оказались слишком смелыми, чтобы их могли воплотить в жизнь.
1. Соединенные штаты мира
Европы было мало - нужна социалистическая планета. /Фото: youtube.com, ozone.ru
Еще до Октябрьской революции Владимир Ленин активно разрабатывал не только механизм построения коммунизма на территории Российской империи. Его планы или, по крайней мере, мечты были куда более далекоидущими. Так, например, в 1915 году он написал статью «О лозунге Соединенных Штатов Европы», где подверг разгромной критике идею своих западных коллег по социалистической идеологии о создании Соединенных Штатов Европы.
Мировая социалистическая революция - великая мечта большевиков. /Фото: reddit.com, sobaka.ru, wikipedia.org
И дело здесь не только в его утверждении о невозможности создать такой союз из стран капиталистического уклада. Все скорее потому, что Ленин видел идеальный мировой порядок в виде создания Соединенных Штатов мира, причем, конечно, на основе социалистической идеологии. Следующим же шагом он видел создание материально-технической базы для построение коммунизма в 1930-1940-м годам.
2. Тоннель на Сахалин
Амбициозный проект начали, но так и не завершили. /Фото: wikipedia.org, kfss.ru
Транссибирская магистраль действительно впечатляет своими размерами, однако один район она все же не охватывала: речь идет об острове Сахалин. Первые высказывания касаемо необходимости объединить столь труднодоступную территорию с крупной транспортной артерией звучали еще в 19 веке, но тогдашние условия и исторический контекст не позволили развивать задумки подобного рода. Зато в советскую эпоху, где «великие стройки» были практически на каждом шагу, такая идея пришлась по душе партии и лично Иосифу Сталину.
Огромный тоннель уже начали строить. /Фото: vladnews.ru
Именно личная инициатива последнего значительно ускорила процесс разработки этого проекта. К 1950 году Совет министров СССР одобрил начало физического сооружения туннеля, причем движение по нему планировали запустить уже через пять лет.
Однако амбициозный проект фактически умер вслед за Сталиным в 1953 году: после того, как не стало отца народов, строительство было фактически завершено, и сегодня о масштабной задумке напоминают лишь остатки нескольких объектов, которые успели соорудить: шахтные стволы, недостроенных дамб и насыпного острова.
Интересный факт: строители далеко не сразу разъехались по домам, после того как работы по проекту тоннеля на Сахалин были остановлены – многие ждали, когда они возобновятся.
3. Керченский мост
Масштабный проект, разрушенный войной. /Фото: perekop.ru, atariland.spb.ru
О строительстве моста через Керченский пролив задумывались еще в дореволюционные времена – император Николай ІІ планировал возвести подобную переправу. Однако воплощению столь масштабного проекта в жизнь помешали боевые действия Первой мировой войны. А вот в советское время к этой задумке вновь вернулись, причем первым, кто воплотил ее в жизнь, был… Гитлер.
Визуализация одного из проектов моста через Керченский пролив советского периода. /Фото: livejournal.com
Во время оккупации части территории Советского Союза, в том числе и Крыма, именно по инициативе фюрера был возведен понтонную переправу через пролив. А уже после освобождения полуострова в 1944 году уже по приказу Сталина построили железнодорожный мост. Вот только и он простоял недолго – меньше года. Причиной стала природа: сезонный ледоход разрушил опоры моста, и в конечном итоге его попросту разобрали.
4. Главный туркменский канал
Великая, но незаконченная советская стройка. /Фото: pikabu.ru
Даже послевоенная разруха не помешали советскому руководству планировать и воплощать в жизнь масштабные проекты. Одним из таких стало строительство Главного туркменского канала, как апофеоза реализации задумки «Сталинского плана преобразования природы» по превращению пустынь Средней Азии в плодородную территорию с садами и огородами.
Главный Туркменский канал также был частью пропаганды. /Фото: vk.com
Так, планировалось возвести канал от реки Амударьи до Каспийского моря по сухому руслу Узбоя – это позволило бы и пустить судоходство, и получить возможность в полной мере освоить саму Туркменскую пустыню. Достаточно крупная часть проекта действительно была построена: Каракумский канал был успешно завершен и по сегодняшний день продолжает функционировать. Однако на нем же амбициозная задумка и закончилась, ведь после смерти Сталина строительство было прекращено, а проект - навсегда заброшен правительством.
5. Трансполярная магистраль
Дорога на северном полярном круге. /Фото: content.onliner.by, livejournal.com
Еще одной не менее масштабной задумкой, которую пытались воплотить в жизнь в эпоху правления Иосифа Сталина была так называемая Трансполярная магистраль. Суть проекта состояла в строительстве железнодорожного пути от Архангельска до Чукотки вдоль линии полярного круга. Первоначально о подобной идее даже не задумывались всерьез, однако окончание Великой Отечественной войны словно придало советскому правительству непомерного энтузиазма.
Сталин пытался пустить поезда на Чукотке. /Фото: topast.ru
Строительство начали незамедлительно, с привлечением заключенных. Причем энтузиазм партии в отношении Трансполярной магистрали оказался настолько велик, что, когда в 1947 году началось прокладывание железнодорожной ветки от Печоры до Енисея, последних даже отозвали с других строек, в том числе тех, где возводились мосты, которые несли важное транспортное инфраструктурное значение.
Вот только запала хватило всего на пять с лишним лет: после смерти Сталина произошла массовая амнистия заключенных, и работать на объектах стало попросту некому. Строительство было заброшено, часть уже проложенных рельс отдали на нужды Норильского комбината, а оставшийся участок в районе Западной Сибири постепенно разрушался под воздействием внешних факторов.
6. Коммунизм к 1980 году
Никита Сергеевич любил давать смелые обещания. /Фото: u-ssr.ru, livejournal.com
Следующий после Сталина генсек Никита Сергеевич Хрущев никогда не скупился на громкие заявления и смелые обещания. Пожалуй, многие знают и о «кукурузной эпопее», и о «рязанском эксперименте» и о распахивании целины. И, все-таки, самое амбициозное обещание Хрущева было выражено в лозунге: «Построим коммунизм к 1980 году!».
Партия коммунизм пообещала, но обещание оказалось слишком самоуверенным. /Фото: mtdata.ru
Согласно громким заявлениям Никиты Сергеевича, к тому времени каждый гражданин СССР будет иметь собственную квартиру, в ней – телевизор, также он не будет нуждаться в продовольствии, одежде и других благах, а работать станет меньше. Одним из самых необычных тезисов из этой же серии было обещание показать по телевизору последнего оставшегося в Советском Союзе священника.
Однако, как показала история, планы оказались слишком смелыми: Хрущева в результате сговора ряда партийных деятелей сместили с должности. Причем одной из причин называли именно не выполнение данных им обещаний: показатели благосостояния граждан СССР никак не хотели приближаться к американским. А после вступления на должность генсека Леонида Ильича Брежнева сроки наступления коммунизма сдвинулись к 2000 году. Но и им не суждено было сбыться.
7. Поворот сибирских рек
Тот случай, когда нереализованность проекта предотвратила экологическую катастрофу. \Фото: amazonaws.com
Поворот сибирских рек как проект рассматривался еще в Российской империи, однако воплотить его в жизнь попытались только при Советском Союзе. Интересно, что на этот раз инициаторов начала разработки этой масштабной задумки стал не Иосиф Сталин – он как раз, по каким-то причинам, не проявил ни малейшего интереса к этой идее.
Канал Иртыш-Караганда - воплощенная часть проекта поворота рек. /Фото: mapio.net
Проект начал воплощаться физически в 1960-х годах, а к 1974 году в рамках разработки способов переброски сибирских рек на территорию Средней Азии было завершено строительство первой очереди – ею стал канал Иртыш-Караганда. Но фактически на этом проект и остановился, а в 1985 году, с началом эпохи перестройки его, как и многие другие «великие советские стройки» признали нецелесообразным для дальнейшего создания.
Хочешь узнать больше о хрущевском коммунистическом рае? Тогда читай: Утопия, в которую хотелось верить: что обещала партия при наступлении коммунизма к 1980 году