Неотъемлемой частью любых военно-воздушных сил являются истребители. На вооружении ряда стран находятся относительно дешевые, но уже устаревшие самолеты, тогда как государства с мощной армией постоянно совершенствуют их, внедряя передовые технологии и инженерные решения.
1. Су-35С
Су-35С с передовыми электронными комплексами производства РФ/ Фото: bmpd.livejournal.com
Российские истребители Су-30, Су-35 и Су-37, как и модель из Поднебесной Shenyang J-16, базируются на основе топового Су-27 с разными версиями и модификациями, что позволяет классифицировать их как представителей 4 и 5 поколений. У каждой серии есть свои уникальные качества и модификации. Но из всех вариантов Су-35С считается наиболее модернизированным.
Ключевой его особенность являются передовые электронные комплексы отечественного производства, а также различные модернизации фюзеляжа. Сопла силовых агрегатов имеют корректируемый вектор тяги, поэтому могут менять направление, что положительно сказывается на маневренности – до такой степени, что ему не нужны «утки» (раньше такая необходимость присутствовала на Су-30 и Су-35).
Первый полет самолет совершил в 2008 году, став представителем поколения 4++. Рабочий ресурс модели достигает внушительных 6000 часов, то есть 30 лет эксплуатации без серьезных поломок.
2. Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл»
McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle/ Фото: ru.ruwiki.ru
На следующем месте находится один из самых массовых и культовых истребителей ВВС США, который был поставлен на вооружение еще в 1976 году. Ему неоднократно удавалось получать первенство в различных вооруженных конфликтах, в том числе в Ираке, Иране, Югославии и других странах мира. Несмотря на внушительный «возраст», самолет продолжит эксплуатироваться американской армией до 2025 года.
Для изготовления кузова используется высокопрочная сталь, включающая композитные материалы. Показатель напряжения в крыльях достигает 85% от расчетного уровня. У планера повышенные боевые свойства и высокая эффективность.
За всю историю существования модели количество аварийных происшествий остается крайне малым, что позволяет ей до сих пор пользоваться спросом и выполнять свои задачи в воздухе.
Столь рекордная надежность и отказоустойчивость связана с точнейшими расчетами при проектировании и производстве, тщательным подбором материалов и деталей, а также постоянной модернизацией комплектующих. Корпус выполнен из титанового сплава с применением алюминия и сотового заполнителя.
3. Dassault Rafale
История Dassault Rafale началась в середине 80-х годов прошлого века/ Фото: gagadget.com
История популярного французского истребителя Dassault Rafale началась в середине 1980 годов, когда у ВВС Франции появился запрос на универсальный многоцелевой самолет для собственных потребностей.
У данной модели большое количество модификаций и серий, в том числе самолет-невидимка и специальный вариант для использования в составе авианосной эскадрильи. Инженеры постоянно совершенствуют данные машины, а самой «свежей» версией является Rafale F3 с передовым бортовым оснащением, электроникой и вооружением.
Rafale 4 пока находится на этапе разработки, в ходе которой он получит улучшенный радар и авионику. Франция, ОАЭ и Индия получат истребитель уже в ближайшее время, а предыдущие выпуски переживут глобальные обновления.
4. Су-27
Су-27 с внушительными аэродинамическими показателями/ Фото: warriors.fandom.com
Су-27 является многоцелевым истребителем четвертого поколения, который создан конструкторским бюро АО «Сухой» по федеральному заказу советского правительства. Его ключевые назначения заключатся в следующем:
У самолета внушительные аэродинамические показатели, поэтому он может совершать самые различные маневры и фигуры высшего пилотажа. В данном направлении он практически не имеет конкурентов.
Истребитель доказал свою боевую эффективность в спецоперациях в Центральной Африке, где без проблем обезвредил три воздушных цели врага без малейшего ущерба для себя. Из недостатков Су-27 можно выделить лишь огромный расход горючего.
У истребителя интегральная конфигурация кузова: фюзеляж соприкасается с несущей поверхностью, создавая единый корпус. У крыла увеличенный угол наклона от оси. Такие особенности позволяют Су-27 до сих пор пользоваться статусом одного из самых совершенных самолетов, созданных еще в Советском Союзе.
Важно отметить, что модель популярна не только в военно-воздушных силах разных стран, но и у поклонников компьютерных симуляторов.
5. Eurofighter Typhoon
Eurofighter Typhoon известен на нескольких континентах/ Фото: avi-8.com
Eurofighter Typhoon является совместной разработкой двух крупнейших концернов и эксплуатируется ВВС Германии, Италии и Великобритании. Также о нем знают на других континентах, поскольку он находится на вооружении в Катаре и Саудовской Аравии. Такая популярность обусловлена некоторыми уникальными качествами самолета.
К слову, Eurofighter Typhoon – самый мощный и совершенный летательный аппарат четвертого поколения, а последняя модификация Tranche 3 комплектуется передовыми комплексами и бортовыми системами. В 2020 году корпорация показала более модернизированный Tranche 4, получивший самую высокотехнологичную электронику и передовые инженерные решения в сфере вооружений.
Eurofighter Typhoon стал настолько уникальным и прогрессивным, что европейская часть блока НАТО отказалась от производства самолетов 5-го поколения, перейдя сразу к 5-му с Tempest и FCAS.
6. Су-30
Су-30 способен поражать практически любые вражеские цели/ Фото: defendingrussia.ru
Почетное место в нашем рейтинге занимает еще один отечественный самолет – Су-30, который создан для поражения любых вражеских целей, причем как на суше, так и в воздухе или на море, независимо от погодных условий, времени суток и сезона и даже при наличии радиолокационных помех.
Машина применяется для контроля групповых военных действий и получения превосходства в воздушном пространстве, а также для ликвидации вражеского десанта в момент высадки, проведения разведывательных операций и нанесения огневых ударов по наземным целям.
При его разработке инженеры вдохновились моделью Т-20. Пересмотр концепции воздушного боя позволил выпустить высокоэффективный боевой аппарат, а в процессе модернизации производитель усовершенствовал антенные радиолокационные системы.
По компоновке и конструкции Су-30 повторяет одноместный Су-27 и 2-местный Су-27УБ. При этом у него есть ряд особенностей – горизонтальное оперение спереди в роли дополнения в хвостовому. Такая специфика конструкции позволяет совершать фигуры высшего пилотажа и невероятные маневры с отклонением оси от траектории движения.
Как и другие проекты концерна «Сухой», Су-30 имеет интегральную конфигурацию, где фюзеляж плавно перемещается в крыло. Таким образом подъемная сила генерируется как корпусом, так и несущей поверхностью. На сегодня судно находится на вооружении не только в ВВС РФ, но и в ряде других стран, постоянно показывая удивительные результаты в воздухе.
Интересно также узнать про 7 лучших самолетов Второй мировой войны.