Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



В результате распада Советского Союза российское авиастроение оказалось одной из наиболее пострадавших отраслей промышленности. В условиях разрушения устоявшихся технологических цепочек потребовалось всего несколько лет для того, чтобы гражданское авиастроение растеряло большинство завоеванных ранее позиций на мировом рынке. И все же усилиями российских инженеров эта ситуация медленно меняется.


Сначала был Ил-62. /Фото: steamcommunity.com.

Сначала был Ил-62. /Фото: steamcommunity.com.


В середине 1970-х годов практически 100% дальнемагистральных авиаперевозок в СССР и странах социалистического лагеря осуществлялось с использованием самолетов Ил-62. Для своего времени это была хорошая машина, но уже ко второй половине 1970-х она перестала отвечать быстро растущим потребностям дальнемагистральной авиации. В частности, перевозчиков не устраивала пассажировместимость и дальность полета бортов, из-за чего приходилось увеличивать количество рейсов. Поэтому в те же годы в Советском Союзе началась разработка нового дальнемагистрального пассажирского самолета – Ил-86, которая получила двигатель НК-86 с отдачей 13 тысяч кгс, ставшего продуктом глубокой модернизации двигателя НК-8 от Ил-62. С новым агрегатом пассажирский самолет мог совершать рейсы на расстояние в 5.25 тысяч км.

Затем появился Ил-86. /Фото: wikipedia.org.

Затем появился Ил-86. /Фото: wikipedia.org.


Однако, и такой дальности полета советским конструкторам казалось мало. Поэтому в конце 1970-х годов на базе Ил-86 началась разработка новой машины – Ил-96, которую планировалось оснастить еще более мощными двигателями - НК-56 с отдачей 18 тысяч кгс. Предполагалось, что благодаря четверке таких установок новый пассажирский лайнер сможет выполнять рейсы на расстояние в 9 тысяч км. Однако, по злой иронии судьбы Куйбышевский завод оказался слишком загружен военными проектами, из-за чего все работы по НК-56 пришлось свернуть. В свою очередь проектируемый Ил-96 было предложено оснастить менее мощным двигателем ПС-90 с отдачей 16 тысяч кгс, созданного пермскими специалистами. Нужно ли говорить, что переход проекта на новый агрегат вынудил конструкторов едва ли не полностью переделывать проект самолета?

Ил-96 для первых лиц государства. /Фото: life.ru.

Ил-96 для первых лиц государства. /Фото: life.ru.


Несмотря на все описанные выше злоключения, новый самолет все-таки увидел свет в 1988 году, получив индекс Ил-96-300. По ряду причин большого количества этих лайнеров произвести не успели, а потому 96-ые выпущенные в количестве 33 единиц используются сегодня преимущественно в качестве правительственных бортов. При этом после распада СССР отечественные конструкторы не сидели сложа руки и постоянно предпринимали попытки как оснастить Ил-96 новыми двигателями, так и доработать уже существующий ПС-90. Работы в этой области неустанно велись и в «голодные» 1990-е годы, и ранние 2000-е. Наконец, пришел 2007, который без преувеличения изменил все.

Двигатель улучшили. /Фото: anodkatod.ru.

Двигатель улучшили. /Фото: anodkatod.ru.


Многолетние усилия российских специалистов не прошли даром и в 2007 году на базе оригинального ПС-90А был создан двигатель ПС-90А1 с увеличенной с 16 до 17.4 тысяч кгс тягой. Таким образом впервые с начала 1980-х годов отечественным конструкторам удалось практически полностью добиться того, о чем мечтали еще советские инженеры работавшие над двигателем НК-56. Так, благодаря появлению более производительного ПС-90А1 стало возможным всерьез задуматься не только о создании грузовой версии Ил-96-400Т, но и всерьез взяться за разработку новой дальнемагистральной модели Ил-96-400М на 370 пассажиров, работы по которой стартовали в 2015 году. Наконец, в 2023 году новый самолет успешно прошел первым испытания, а проект Ил-96 впервые со времен СССР приобрел законченный вид. Но главное в том, что создание нового двигателя внушает оптимизм в отношении будущего отечественного авиастроения. Ведь в конечном счете самолет всегда строится вокруг двигателя, а не наоборот.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, зачем «Конкорду» так странно опущенный нос.


Обратите внимание:







314
сегодня 09:36
В закладки
Версия для печати