Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Почему тайваньский AIDC F-CK-1 Ching-kuo проиграл конкуренцию американским истребителям



Самолёт AIDC F-CK-1 Ching-kuo стал символом стремления Тайваня к технологической независимости. Однако, несмотря на амбициозные цели, этот истребитель так и не смог составить конкуренцию американским аналогам. Причинами тому стали не только внешние обстоятельства, но и внутренние слабости самого проекта.


1. Главная проблема – двигатель



Двигатель TFE1042-70

Двигатель TFE1042-70

Одной из ключевых проблем считался двигатель. Тайвань хотел использовать для своего самолета двигатели от F-16 или F-18, но США не стали их поставлять. Европейские компании также отказались сотрудничать. В итоге на базе гражданского двигателя TFE731 был разработан военный вариант – TFE1042-70. Это было компромиссное решение, которое изначально не предназначалось для боевых задач.

TFE1042-70 был менее мощным, чем необходимо для полноценного истребителя. Тем не менее инженеры AIDC решили использовать два таких двигателя с целью компенсации недостатка тяги. Такой подход обеспечивал определенную страховку. В случае если один двигатель выйдет из строя (особенно над морем), второй даст шанс пилоту вернуться на базу.

Но установка даже двух таких двигателей не решала главной проблемы – их мощности всё равно было мало. Из-за этого конструкторы были вынуждены делать самолёт максимально лёгким, что повлияло на его конструкцию.

Логотип тайваньской компании AIDC, разрабатывавшей истребитель

Логотип тайваньской компании AIDC, разрабатывавшей истребитель

Облегчение конструкции в свою очередь привело к другой серьёзной проблеме. В AIDC FCK-1 Cingo оказалось недостаточно места внутренних топливных баков. А это напрямую влияло на дальность полёта.

В итоге боевой радиус у F-CK-1 получился очень коротким. Он составлял всего от 110 до 300 км (по разным оценкам). Это означало, что истребитель мог подняться в воздух, пролететь немного вдоль побережья и вернуться на базу. Но для полноценных боевых операций (особенно в случае возможного конфликта с Китаем) этого было недостаточно. Самолёт просто не мог дотянуться до многих потенциально опасных зон.

Ради увеличения дальности приходилось использовать внешние топливные баки, которые подвешивались под крыльями. Но тогда становилось меньше места для ракет и бомб. Ситуация напоминала замкнутый круг. Чем больше топлива – тем меньше оружия, и наоборот.

Необходимость делать выбор между дальностью и боевой эффективностью существенно ограничивала возможности применения тайваньского истребителя в сложных боевых условиях.

2. Электроника и вооружение – на уровне 1980-х



Бортовая электроника тайваньского самолета существенно уступала американскому аналогу

Бортовая электроника тайваньского самолета существенно уступала американскому аналогу

Ещё одно уязвимое место – бортовая электроника. Радар у F-CK-1, который был взят за основу от американского AN/APG-67 (самолёта F-20), модернизировали и дали название GD-53. В теории он мог обнаруживать цели на расстоянии до 150 км и одновременно сопровождать до 10 целей.

В реальности система уступала по возможностям радарам, установленным на F-16, F-15 и других современных истребителях. Она была менее устойчива к помехам, хуже справлялась с обнаружением малозаметных целей и имела более низкую точность.

Кроме того, самолёт FCK-1 Cingo не был совместим с современными типами вооружения. В базовой версии была предусмотрена возможность применения только ракеты SkySword-1, а также несколько других типов оружия. Но использование передовых ракет («воздух-воздух» или «воздух-поверхность») было невозможно. Это отрицательно сказывалось на боевых возможностях тайваньского истребителя.

Вооружение FCK-1 Cingo было ограничено восьмью точками подвески, что, на первый взгляд, выглядит неплохо. Но на практике часть этих точек была занята топливными баками (особенно при дальних полётах). Оставалось всего несколько мест для ракет и бомб. В результате боевая нагрузка получалась весьма скромной (в лучшем случае это были четыре ракеты и несколько бомб). Для многоцелевого истребителя, способного сражаться и в воздухе, и бить по земле, этого явно было недостаточно.

Такой самолёт не способен стать конкурентом F-16, который мог летать дальше и нести больше оружия.

3. Проблемы в воздухе и сокращение планов на производство



Амбициозные планы производства AIDC FCK-1 Cingo пришлось сократить

Амбициозные планы производства AIDC FCK-1 Cingo пришлось сократить

На этапе испытаний у AIDC FCK-1 Cingo обнаружились недоработки технического плана. В 1991 году произошел трагический случай, когда в ходе посадки второй прототип разбился из-за отказавшего переднего шасси. Пилот погиб.

После случившегося конструкцию истребителя пересмотрели. Хвостовую часть усилили, улучили систему управления потоком воздуха. Все эти изменения потребовали дополнительного времени и финансов, что привело к задержкам в разработке и росту стоимости проекта.

К тому моменту, когда тайваньский FCK-1 Cingo был готов к серийному производству, произошли очередные изменения на мировой арене. Вопреки опасениям, в 1992 году США разрешили продажу 150 истребителей F-16 Тайваню. В то же время Франция поставила на Тайвань современные истребители Mirage 2000-5.

В подобной ситуации использование собственных, ограниченных по возможностям истребителей вместо мощных, проверенных западных аналогов стало очевидно нецелесообразным. Это нанесло серьёзный удар по проекту F-CK-1. Первоначальный план – выпустить 250 самолётов – был резко сокращён до 130.

Серийное производство продолжалось до конца 1990-х годов. Но интерес к FCK-1 Cingo угасал быстро, поскольку это был не тот уровень, который нужен для защиты острова в современных условиях.

4. Модернизация как попытка спасти проект



F-CK-1C, одноместный модернизированный вариант истребителя

F-CK-1C, одноместный модернизированный вариант истребителя

К 2000-м годам стало очевидно, что F-CK-1 в базовом исполнении стал неактуален и перестал в полной мере отвечать требованиям к воздушным силам. Поэтому в 2001 году была запущена масштабная модернизация с участием американской компании BAE Systems.

Цель модернизации заключалась в обновлении электронной «начинки» самолета. Планировалась установка новой навигационной системы, улучшение средств связи, использование современных систем предупреждения о ракетной атаке и повышение общей боевой эффективности.

Итогом проведенных изменений стало появление улучшенных вариантов тайваньского истребителя – F-CK-1C (одноместного) и F-CK-1D (двухместного). Эти модели имели более мощный радар и обновленную кабину с цветными дисплеями. Имелась возможность применения новых типов ракет (включая противокорабельные комплексы). Были усилены некоторые части фюзеляжа, благодаря чему выдерживались большие перегрузки. Увеличилась тяга двигателей.

Но даже после модернизации AIDC FCK-1 Cingo остался все тем же лёгким истребителем с ограниченной дальностью и боевой нагрузкой. Он стал лучше, но не мог на равных конкурировать с американским F-16, не говоря уже о более новых самолетах. Его возможности по-прежнему были скромны, а технологический разрыв с ведущими странами только увеличивался.

А теперь интересное видео с нашего канала

Почему католические священники носят белый воротничок




Интересно также узнать про 5 советских самолётов, что были «содраны» с западных оригиналов.

Обратите внимание:

0
1776
Версия для печати