Куда девать старые шины, аккумуляторы и масло?/ Фото: xlom.ru
С 2022 года в России действуют новые правила по обращению с некоторыми видами отходов. Срок действия этого документа – весна 2028 года. В новом регламенте прописан порядок утилизации автомобильных компонентов и другого оборудования. Рассмотрим, как теперь правильно утилизировать старые аккумуляторы, использованные покрышки и отработанное масло, и возможно ли на этом заработать.
1. Что делать не надо
Выброшенные покрышки могут поджечь, и в воздух попадет много вредных веществ/ Фото: newsmaker.md
Начнем с того, как утилизировать вышеуказанные предметы точно не нужно. Нельзя выбрасывать отслужившие аккумуляторы и старые шины в мусорные баки у дома или на ближайшую свалку. Согласно ГОСТу, эти предметы считаются опасным мусором, потому что в аккумуляторных батареях содержится серная кислота, щелочи и тяжелые металлы.
А покрышки при разложении выделяют в атмосферу и землю токсичные нефтепродукты.
А если свалку кто-то подожжет, то в воздухе окажется целый набор канцерогенов, и яд распространится на огромное расстояние от источника. Таким образом, не будем устраивать пусть даже миниатюрную экологическую катастрофу.
2. Три способа утилизации автомобильного мусора
Старые покрышки можно отнести в ремонтный центр/ Фото: rg.ru
В Российской Федерации предусмотрено три варианта, что делать с автомобильным мусором:
1. Отнести старые истертые покрышки и отработанные аккумуляторные батареи в сервисный или ремонтный центр, где принимают эти вещи, или в оптовый или розничный магазин, где торгуют автомобильными компонентами. Но будьте готовы к тому, что далеко не везде у вас их примут. Некоторые продавцы откровенно удивятся тому, что вы к ним обратились с подобным вопросом.
2. Отнести отработавший свой срок автомобильный «хлам» в специализированный пункт сбора отходов.
3. Передать отходы компаниям, имеющим лицензию на утилизацию, напрямую. Именно туда попадают старые АКБ и покрышки из магазинов и пунктов приема.
Итак, утилизация является единственным правильным выбором в избавлении от старых автомобильных компонентов. Сдавая их в пункты приема, вы сделаете мир чище! Ну и, возможно, получится немного заработать. Этим способом очень легко воспользоваться не только в других странах, но и в России.
3. Что делать со старым аккумулятором
Выбрасывать аккумуляторы на свалку нельзя/ Фото: rudorogi.ru
Интернет «пестрит» объявлениями типа «купим старый аккумулятор». Если у вас их от пяти штук, то могут приехать и забрать сами, но если всего один, то придется везти самому. Но куда?
Тут вот какая проблема. С 2022 года отработанными аккумуляторами должна была официально заниматься государственная компания «Федеральный экологический оператор» (ФЭО), которая принадлежит «Росатому». Предполагалось, что лица, сдающие старые батареи, должны заплатить в эту организацию немалые деньги.
Но узнав об этом, люди стали проявлять недовольство, что вполне понятно. Кто же согласится платить деньги за собственный аккумулятор? Проще выбросить его на свалку. А это грозит экологическими катастрофами.
Тогда Дума приняла новый законопроект, который упрощает сбор и утилизацию отходов I и II классов, куда относятся и аккумуляторные батареи. С 1 сентября 2023 года их можно сдавать не только в ФЭО, но и в другие лицензированные организации.
Но уже сейчас утилизацией аккумуляторных батарей занимаются специализированные предприятия. Они перерабатывают их в готовую продукцию, вторсырье либо безопасный мусор. В больших городах России работают пункты приема отслуживших аккумуляторов. Чтобы их найти, достаточно забить в поисковую строку фразу «утилизация старых АКБ».
Переработка аккумуляторных батарей/ Фото: rbc.ru
Важно выбрать крупную, долго работающую в России компанию со своими производственными мощностями. Например, есть такая официальная программа утилизации oskab.ru. Там принимают АКБ для последующей переработки. Есть представительства во многих городах России, а в крупных городах – в нескольких районах.
Цену на прием аккумуляторов можно узнать при помощи онлайн калькулятора – она зависит от емкости прибора. Процедура сдачи занимает не более пяти минут. Здесь же вам могут предложить приобрести новый АКБ, взяв в зачет стоимость старого.
Далее грузовая машина объезжает все пункты сбора и сдает отработанные батареи на предприятие, где их утилизируют. Этот процесс достаточно сложный, так как АКБ содержат электролиты, пластмассу, свинец и его компоненты, а это – опасные отходы.
Сейчас технологии утилизации улучшаются. Например, нейтрализованный электролит можно использовать повторно. В процессе переработки получают другое важное сырье, которое покупают изготовители аккумуляторных батарей. Это свинец, медь, сталь и пластик.
Интересный факт.В некоторых государствах законодательно определено, что перед покупкой нового аккумулятора владелец обязан сдать старый. Так правительства этих государств заботятся об экологии.
Почему стоит опасаться мелких и мобильных пунктов приема? Потому что нет гарантии, что ваш отработанный аккумулятор пойдет в утиль. Недобросовестные предприниматели восстанавливают такие приборы и перепродают. И нет никакой гарантии, что такой аппарат не попадется вам снова – не именно ваш, а чей-то другой. Перепродажа старых восстановленных аккумуляторов незаконна! Такими случаями должны заниматься правоохранительные органы.
4. Что делать с отслужившими шинами
Старые шины можно использовать на даче для декорирования ландшафта/ Фото: lanshaft.com
Избавиться от использованных автомобильных покрышек немного сложнее. В крупных городах работают предприятия по утилизации, где производится дробление шин в резиновую крошку. Например, «ЭкоРезина» в Подмосковье. Туда вы можете сдать свои покрышки бесплатно. Подобные пункты работают и в Ленинградской области. А в Тульской области действует экологический проект Министерства природных ресурсов и экологии по приему от населения и утилизации автомобильных шин.
Но в некоторых организациях отработанные шины принимают исключительно за деньги. Суммы с автовладельцев берут небольшие – как правило, не больше 200 рублей за одну единицу. На стоимость влияют состояние, размер и тип шины. Так, шипованная резина стоит дороже, поскольку из нее приходится вручную извлекать шипы, прежде чем отправить на переработку. Эти деньги организации платят за транспортировку шин на перерабатывающие заводы.
Если же вы обратитесь в специализированный автомобильный магазин, то там у вас могут принять шины и даже заплатить вам за это какие-то деньги или предложить скидку на приобретение нового комплекта. Какой бы вариант вы ни выбрали, помните о том, что выбрасывать старые шины на свалку неэкологично и незаконно!
Естественным образом резина разрушается в течение 100 лет, нанося вред почве и грунтовым водам. Кроме того, это огнеопасный материал. При горении в атмосферу выделяются вредные для здоровья канцерогенные и химические вещества, токсичные газы и сажа. В конце концов, соорудите из старых шин клумбы на даче. Это и несложно, и красиво, и природа не пострадает.
5. Что делать с отработанным моторным маслом
Слив отработанного моторного масла/ Фото: motoroill.ru
Скупкой отработанного моторного масла занимаются многие компании, но они обычно не работают с частниками. Можно найти объявления о покупке «отработки» на «Авито». Эти объявления размещают тоже частные лица, которые используют отработанное моторное масло для отопления помещений.
За литр «отработки» вам в среднем предложат 6 рублей. Если не видите смысла в таких деньгах, то лучше используйте этот материал для своих частных нужд, например, для отопления гаража или дачного дома. Но ни в коем случае не выливайте в «природу»!
Кстати, если вы обсуживаетесь в автосервисе, то проблем со старым маслом у вас не возникнет. Сервисы регулярно получают очень много «отработки» и без проблем сдают ее оптом заинтересованным организациям за деньги.
6. Штрафы за неправильное обращение с опасным мусором
За неправомерное обращение с мусором предусмотрены штрафы/ Фото: universeofcars.ru
Согласно КоАП РФ, за неправильное обращение с опасным мусором предусмотрены штрафы:
Таким образом, лучше обслуживаться в сервисе и не забивать себе голову утилизацией. За вас это будут делать другие. Недешево, конечно, но в наше время за хорошую экологию приходится платить.
Интересно также узнать про 10 самых надежных автомобильных моторов на вторичке, которые не подведут.