Реактивная артиллерия – это, пожалуй, не та разновидность военной техники, которой жизненно необходимо какое-либо бронирование. Во всяком случае к его отсутствую располагает манера применения РСЗО, выражающаяся в формуле: «бей и беги». Тем не менее, актуальный опыт показывает, что с каждым годом беречься от ответных ударов становится все сложнее. А потому наличие хотя бы элементарного противопульного и противоосколочного бронирования для машины РСЗА все чаще приветствуется.
У старых Град нет никакой брони. |Фото: nationalreview.com.
В Советском Союзе и России в качестве шасси для РСЗО БМ-21 «Град» чаще всего использовались американские грузовики Урал-375. После распада Советского Союза старые, но все еще актуальные реактивные системы в разных национальных республиках стали монтировать на разные грузовики. В Беларуси, например, почти сразу приспособили для пусковых установок продукцию Минского автомобильного завода. Свои путем были вынуждены пойти и в Казахстане. Там БМ-21 было решено перенести с старых советских «Урал» на новенькие «КамАз».
Кабина чем-то Хаймарс США напоминает. |Фото: military-informant.com.
В 2005 году в Казахстане появилась совместное российско-казахское предприятие «КАМАЗ-Инжиниринг», специализирующееся на производстве грузовиков. Обслуживает филиал и местный военно-промышленный комплекс. Так в 2016 году «КАМАЗ-Инжиниринг» представил широкой публике новое шасси для казахских БМ-21 «Град». За основу было взято шасси модели «КамАз 43118». Главное отличие от оригинала – это бронирование всех важных элементов конструкции.
За основу взяли современное шасси. |Фото: mobillegends.net.
В модифицированном «41118» противопульная и противоосколочная броня заботливо прикрывает все основные узлы конструкции. Какое-никакое бронирование получила и кабина машины, в которой должны находиться водитель и оператор БМ-21. Была также усилена защита топливных баков. Также на кабине нового шасси появился зенитный пулемет калибра 7.62 мм с бронещитком. Стекла в кабине заменили с обычных на противопульные. Из-за увеличения бронирования масса казахского «Града» возросла почти на 2 тонны до 15.82 тонн.
Делают такие в Казахстане. ¦Фото: mail.kz.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, за что советский грузовик ГАЗ-66 получил неблагозвучное прозвище «Шишига».