В годы Второй мировой войны создавались уникальные образцы военной техники и оборонительных сооружений. И некоторые из них просто поражают своими конструктивными и инженерными решениями. Ярким примером такого проекта и стала единственная на отечественных просторах скальная торпедная батарея «Сиебруниеми», расположенная в Печенгском заливе - огромный недостроенный объект вермахта, который должен был стать серьезной угрозой для красноармейцев.
Грандиозное сооружение вблизи. /Фото: drive2.ru
История этого уникального сооружения началась на последнем этапе войны - в 1944 году, План строительства батареи на 1944-1945 годов предполагал ввод ее в эксплуатацию весной 1944-го. Назначение этого объекта было определено следующим образом - он должен был полностью перекрыть вход в Печенгский залив. Последний, к слову, настолько хорошо был оборудован немцами с точки зрения как обороны, так и нападения, что назывался не иначе как «коридор смерти».
Панорама Печенгского залива. /Фото: piteronline.tv
За работу по созданию крупной точи в системе береговой обороны Лиинахамари немцы принялись со всем усердием. Причем довольно быстро стало ясно, что своими силами они не управятся, то к работе привлекли советских военнопленных. Однако неблагоприятная ситуация на фронте - а вермахт на тот момент уже активно вытеснялся с территории СССР красноармейцами - так и не позволила им завершить масштабный проект. По этой же причине и информация, которая сохранилась о «Сиебруниеми», неполная, а порой и противоречивая.
Так, например, в разных источниках приводится различная информация о вооружении, которое должно было быть установлено на подземной батарее. В первую очередь, речь в данном случае идет о торпедах. Приводятся данные о том, что «Сиебруниеми» собирались вооружить двумя стационарными 4-трубными торпедными аппаратами, другие же ресурсы описывают 3-х или даже 2-х трубные торпеды.
Предположительно, именно такими торпедами планировали вооружить батарею. /Фото: exploration51.net
Сегодня батарея «Сиебруниеми» классифицируется как подскальный торпедный бункер типа «SK». Строительство осуществлялось по типовому проекту, который приспособили к местным рельефом и акваторией. Также предполагается, что если бы она была завершена и введена в эксплуатацию, то была бы способна вести огонь торпедами «G-7е» из стационарно установленных ТА, которые, соответственно, не могли менять угол стрельбы. Наведение на цель осуществлялось за счет системы управления «NYK».
Внутреннее помещение батареи «Сиебруниеми» - сразу видно, строить собирались надолго. /Фото: ok.ru
Несмотря на то, что этот масштабный проект времен Великой Отечественной войны довольно любопытный и может стать отличной туристической точкой на карте, о ней мало кто знает. Во-первых, туда не так то просто добраться: тот, кто хочет посмотреть на «Сиебруниеми» собственными глазами, должен заранее озаботиться проблемой транспорта, а также расчета пешего пути, который к тому же составляет не менее десяти километров.
И все-таки, попасть на территорию объекта можно, хоть и не так просто. /Фото: drive2.ru
Более того, доступ на объект ограничен. Все дело в том, что он расположен на пограничной зоне, поэтому проход закрыт контрольно-пропускным пунктом. Однако попасть на территорию скальной торпедной батареи «Сиебруниеми» возможно - для этого необходимо заранее обзавестись пропусками и отметиться на КПП.
В дополнение к теме: Фортификационное «безумие»: кто и зачем возвел в Албании 170 тысяч военных бункеров