Приходилось ли когда-нибудь задумываться над вопросом о том, что случится с автомобилем, если какой-нибудь водитель решит использовать задний ход в качестве основной передачи? Казалось бы, последняя мало чем должна отличаться от любой другой. Однако, на самом деле с автомобильным реверсом все не так просто, как хотелось бы. И это, не говоря уже о том, что влияет задний ход в процессе движения не только на коробку передач транспортного средства.
Что будет если ездить на реверсе? /Фото: tsn24.ru.
Сложно себе представить автомобилиста, который согласился бы, пускай, ради эксперимента, проехать десяток-другой километров на заднем ходу. Однако, наверняка каждый, у кого есть собственная 4-колесная «ласточка», хотя бы раз задумывался над вопросом о том: что будет, если постоянно ездить на заднем ходу? Забегая вперед скажем, что ничего хорошего автомобиль в этом случае совершенно точно не ждет. И для того, чтобы убедиться в этом, вовсе не обязательно проводить какие-либо безумные эксперименты, ставя под угрозу дорогостоящее транспортное средство. На самом деле достаточно знать о некоторых особенностях устройства коробки передач и системы охлаждения автомобиля.
Бачок должен обдуваться. /Фото: ekonomstrojdom.ru.
Что касается системы охлаждения, то здесь все достаточно просто. Дело в том, что в 9 из 10 автомобилей радиатор устанавливается таким образом, чтобы во время движения автомобиля происходило пассивное охлаждение за счет обдува набегающим воздухом. В таком случае, длительное движение задним ходом в жаркую или теплую погоду вполне может стать одной из причин перегрева двигателя. Конечно, 100-процентной уверенности в том, что события будут развиваться именно по негативному сценарию – нет. И все же можно со всей уверенностью сказать, что продолжительная езда на реверсе не пойдет на пользу ни мотору, ни системе охлаждения.
Все дело в шестеренках. /Фото: drive2.ru.
Куда более определенно дела обстоят с коробкой передач. Если разобрать последнюю, то можно будет заметить, что подавляющее большинство рабочих шестерней имеют косые зубья. И только шестерни заднего хода имеют прямые зубья. Косые зубья служат дольше, работают тише и в целом надежнее. Однако, при этом они и намного дороже. Что касается шестерней с прямыми зубьями, то здесь ситуация обстоит строго обратным образом: быстро изнашиваются и больше шумят, зато предельно простые и дешевые. Иными словами, на шестеренках ответственных за реверс автопроизводители экономят испокон веков. Такая экономия абсолютно разумна, так как в отличие от косых шестерней передних передач, прямые шестерни задней не должны подвергаться столь же длительному и напряженному воздействию.
Долго так не поездишь. /Фото: buzzfeed.com.
На практике все описанное выше приводит к тому, что продолжительное движение обратным ходом ускоряет износ деталей коробки передач и даже может стать причиной поломки последних. Поэтому ездить задним ходом на постоянной основе скорее всего все-таки не получится. Впрочем, даже если какой-то энтузиаст и попробовал бы провернуть подобный трюк, то «доездился» бы он скорее всего не до поломки коробки передач, а до встречи с дорожной полицией.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про БелАЗ-75710: какие есть недостатки у лучшего карьерного самосвала современности.