Иногда отличия между видами транспорта разных стран особенно показательны в деталях. К примеру, американские вертолёты чаще всего используют для посадки полозья, подходящие скорее для снега или песка. В России в вертолётных системах по-прежнему повсеместно укоренились колёсные шасси. В чём же причина этих противоположностей: отличия в системе механизмов, обтекаемости и аэродинамике – или же так просто исторически сложилось в течение многих лет?
Множество старых наборов фирменного конструктора представляли вертолёты с шасси в виде полозьев – из-за этого на их основе даже можно было сделать некое подобие саней. Это дисгармонировало с устройством воздушной техники, которую ребёнок мог увидеть в новостях по телевизору. Всё дело в том, что в конструкторах американские модели вертолётов воплощались намного чаще, чем российские.
Невольно возникает вопрос: чем объясняется разница подходов по обе стороны океана к соприкосновению воздушных объектов с землёй? «Лыжи» в Америке, вдобавок – прерогатива экстренных служб. Такие вертолёты засветились ещё в сериале «Санта-Барбара» – в одном из тысячи «переломных» сюжетных поворотов. Скорая медицинская площадь, пожарники и спецназ опускали к земле очень быстро – а система полозьев также значительно сокращала дистанцию между ними и конечным пунктом.
Российский современный вертолёт со спецназом / Фото: iz.ru
Вдобавок в Штатах в любом крупном городе существует специальная вертолётная площадка с идеально подходящим для приземления покрытием. Лыжи идеально вписываются в любой тип ландшафта – казалось бы, но неровности, шероховатости и крутые склоны сказываются на них не лучшим образом, и могут спровоцировать поломку.
Полозья неотделимы от летательных аппаратов, поднимающихся ввысь с помощью винтов. Любая тяжёлая машина собственным весом негативно повлияет на приземление вертолёта. Колёсные шасси – это не исключительная особенность российских вертолётов, а скорее индивидуальная черта тяжеловесов. Американский воздушный флот включает крупногабаритные вертолёты исключительно с наличием колёс.
Тяжеловесный американский вертолёт / Фото: anna-news.inf
Колёса помогают аппарату взмыть в небо намного быстрее за счёт разбега – и долго сбавлять обороты, постепенно снижая скорость, во время плавной посадки. Нагрузка на двигатель внезапно снижается благодаря резервному источнику тяги, который поддерживают колёса.
Скорость перенаправлена в горизонтальную плоскость – посадка становится хоть и гораздо более затратной во временном отношении, но и не в меньшей степени более надёжной и мягкой. Сразу отметаются в стороны опасения касательно заносов транспорта в стороны и выхода управления из под контроля. Последние риски недопустимы в отношении бронированных тяжёлых военных единиц воздушного флота.
Вертолёты с полозьями органично смотрятся среди небоскрёбов Нью-Йорка / Фото: media.s7.ru
Полозья же - куда более экстремальная платформа для посадки. Пассажиры американских малогабаритных винтовых механизмов должны быть готовы к жёсткой и, в большинстве случаев, резкой посадке. Из под железных полозьев во все стороны вздымаются облака пыли или гравия. Их нельзя взять и просто остановить. Они не подчиняются ни пилоту, ни прихотям всех, кто располагается на борту. Точность приземления обеспечивается лишь сосредоточенностью и плавностью снижения. Нельзя недооценивать и фактор удачи, когда дело заходит о вероятности полностью безопасного контакта с поверхностью.
Для этого в США оборудованы комфортабельные и всесторонне продуманные площадки, о которых мы упоминали ранее. Инертность соприкосновения полозьев с поверхностью специально отведённой территории заранее рассчитана, и все факторы позволяют быстро и без ущерба спуститься всему отряду экстренной службы. В Штатах вы увидите десятки специально отведённых платформ в крупных городах, но они нередко встречаются и в провинциях. Их залили и оборудовали в середине прошлого века – заняв множество территорий во благо безопасности своих спецслужб, спасающих нуждающихся в трудную минуту.
Вертолёты с полозьями распространены в Нью-Йорке где они привычны среди небоскрёбов / Фото: media.s7.ru
Для советских вертолётов были уготованы не менее стандартизированные аэродромы. К слову, взлётные полосы занимают даже больше места, нежели площадки – поэтому ещё неизвестно, какой из видов посадки более безопасный и оптимальный по временным затратам. Важен тот факт, что американские и российские воздушные устройства различаются во многих, даже внешних аспектах. Это подчёркивает процессы конкуренции, разницу сформированных в этой гонке подходов и взгляды на всё, что связано с самой важной частью полёта. А именно, с возвращением на земную твердь.
Посадочная полоса в России / Фото: sdelanounas.ru
Если вам понравился материал, то узнайте прямо сейчас:
Как окна субмарины выдерживают давление и не лопаются