Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Разное    




В 1939 году нацисты совершили беспрецедентный ход: смогли оккупировать Польшу меньше чем за месяц. Во многом им это удалось благодаря проработанной схеме нападения. Однако всего лишь продуманного наступления было недостаточно. У немцев было еще одно оружие, которое помогало солдатам бодрствовать в течение нескольких дней. Вот только оно оказалось настолько же разрушительным, насколько и эффективным.

Во время подготовки нападения на Польшу командованием Третьего рейха было принято решение использовать механизм так называемого «блицкрига» или «молниеносной войны». Принцип заключается в концентрации механизированных частей в одном месте с целью прорыва линии обороны противника и дальнейшего его уничтожения.

Гитлер после захвата Польши, 1939 год. /Фото:namednibook.ru

Гитлер после захвата Польши, 1939 год. /Фото:namednibook.ru

Подобная тактика позволяла продвигаться на значительные расстояния за короткий промежуток времени. Автором «молниеносной войны» в Польше был командующий бронетанковых войск Гейнц Гудериан.

Интересный факт: после неудачи на московском направлении вверенных генералу танковых частей во время вторжение в СССР его отношения с Гитлером обострились, а к концу войны фюрер его просто возненавидел.

Генерал-полковник Гейнц Гудериан. /Фото: 24smi.org

Генерал-полковник Гейнц Гудериан. /Фото: 24smi.org

Однако в рамках разработанной стратегии солдатам требовалось не спать как минимум двое суток подряд. Причем это условие было принципиальным: в другом случае скорость нападения и продвижения войск падает, польская армия успела бы мобилизоваться, чтобы сдержать наступление – и план Гудериана был бы просто провален. Поэтому генерал-полковник лично проинструктировал экипажи механизированных частей о том, что с целью выполнения поставленной задачи они должны бодрствовать в течение 48 часов. Но как это сделать, понятно было не сразу. Выход нашли врачи.



Еще в 1937 году немецкой лабораторией Теммлер было разработано новое лекарство, названное «Первитин». Препарат являлся производной от метанфетамина и воздействовал на организм людей следующим образом: после приема возникало возбуждение и обострение чувств, человек ощущал себя бодрым, полным сил и энергии, испытывал легкость и эйфорию, был уверен в себе и четко мыслил.

Фабрика Теммлер, где изготовлялся первитин. /Фото: lenta.ru

Фабрика Теммлер, где изготовлялся первитин. /Фото: lenta.ru

Первоначально первитин был коммерческим лекарственным препаратом, выпускался для гражданского населения и активно применялся в медицине. Через год его распространение вышло на новый уровень: его добавляли даже в кондитерские изделия – вещество было в составе конфет. Но в 1939 году первитин стали применять в военной сфере. Контроль по внедрению и использованию препарата возложили на директора Института общей и военной физиологии, психотерапевта Отто Ранке.

Отто Фридрих Ранке. //Фото: en.wikipedia.org

Отто Фридрих Ранке. //Фото: en.wikipedia.org

Офицер-психотерапевт не на шутку увлекся исследованиями, в частности, организовал ряд тестов, чтобы проанализировать основные свойства препарата. Результаты изучения показали, что пациенты, которые принимали первитин, долгое время чувствовали себя бодрыми, энергичными и физически, и психически, причем эффект продолжал держаться и спустя 10 часов «режима» постоянной концентрации внимания.

Однако в ходе исследований выяснились и негативные последствия приема вещества: испытуемые, находясь под его воздействием, оказались неспособны на выполнение заданий повышенной сложности.

Немецкая бронетехника во время вторжения в Польшу. /Фото: inosmi.ru

Немецкая бронетехника во время вторжения в Польшу. /Фото: inosmi.ru

Но эти проблемы не смутили Ранке. Он продолжал утверждать целесообразность применения «Первитина» для нужд армии, описывал его как «превосходное лекарство для немедленного воодушевления усталых войск», обосновывая это так: «Естественно, чрезвычайно важно с военной точки зрения временное устранение чувства усталости медицинскими средствами в день вступления войск в боевые действия».

Упаковка лекарства Первитин. /Фото: lenta.ru

Упаковка лекарства Первитин. /Фото: lenta.ru

Спустя время, после дополнительного ряда тестов, Ранке понял, что его «лекарство» на самом деле – наркотик, следствием регулярного употребления которого является сильнейшее привыкание, как физическое, так и психологическое. За неделю до вторжения в Польшу врач направил письмо генерал-медику Главного штаба армии, где указал на потенциальную опасность вещества: «Давать солдатам это лекарство без ограничений можно только в экстренных случаях, так как оно, по-видимому, может иметь и отрицательный эффект».

Немецкий танк в Польше, 1939 год. /Фото: waralbum.ru

Немецкий танк в Польше, 1939 год. /Фото: waralbum.ru

Но было уже поздно: для немецких войск уже изготавливались более 35 миллионов «Первитина» в форме таблеток, которые вскоре были доставлены в части Люфтваффе и вермахта. Лекарство было представлено как «стимулирующее» и более дешевая альтернатива кофеина. Также, наравне с первитином выпускали и слегка облегченную его форму – изофен.

Солдаты начали прием таблеток буквально с самого начала вторжения, 1 сентября 1939 года. Танкисты, использовавшие первитин во время боевых действий, присылали сведения о результатах. Впечатления многих были сугубо положительными: они ощущали эйфорию, бодрость, могли работать долгое время без усталости. Более того, вещество позволяло легче переносить боль и даже притупляло чувство голода.

Танковый шоколад, содержащий первитин. /Фото: kartam47.livejournal.com

Танковый шоколад, содержащий первитин. /Фото: kartam47.livejournal.com

Получивший такие обнадеживающие сведения Отто Ранке уже было поверил, что применение препарата не стало столь опасным, как он считал. Однако его первоначальные догадки были верны, а о предупреждениях было забыто: после пережитого «эффекта» солдаты стали принимать его регулярно, накануне каждого ночного броска.

Постоянное употребление первитина привело к тому, что организмы танкистов привыкали к нему, и для поддержания эффекта им требовалось все больше таблеток. Некоторым приходилось принимать уже двойную дозу препарата. Вскоре практика неконтролируемого употребления наркотика начала проявлять все больше негативных свойств.

Артиллерист под воздействием первитина. /Фото: kartam47.livejournal.com

Артиллерист под воздействием первитина. /Фото: kartam47.livejournal.com

Одним из первых симптомов была ахромазия – нарушения восприятия цветов. Затем проявились и другие побочные эффекты: постоянное нахождение в состоянии нервного напряжения стало причиной нарушения психического здоровья, что приводило к нервным срывам. У более юных солдат случались приступы зрительных и слуховых галлюцинаций, иногда наблюдались бредовые состояния.
Однако было у применения первитина еще один, более тяжелый результат: его действие может накапливаться со временем. По информации Novate.ru, многие солдаты и офицеры погибали от последствий бесконтрольного приема препарата спустя месяцы после захвата Польши, уже во время оккупации Франции.

Солдаты становились неадекватными. /Фото: Фото: kartam47.livejournal.com

Солдаты становились неадекватными. /Фото: Фото: kartam47.livejournal.com

Медики, осознавая опасность препарата, в 1941 году внесли его в список «веществ ограниченного применения». Но солдаты, уже «подсевшие» на первитин, даже в письмах к родным просили прислать очередную порцию таблеток. Поток лекарства-наркотика на фронт не прекратился.

В погоне за мировым господством Гитлер поощрял даже самые грандиозные задумки - например, 4 оружейных проекта Третьего рейха, которые могли изменить ход истории.


Обратите внимание:







26317
10.07.2019 23:06
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё