Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Разное    



В разгар Второй мировой войны уже ряд государств оснастили свой флот собственными авианосцами. Советский союз не собирался отставать, поэтому еще с конца 1930-х годов велись первые переговоры по созданию этих суперкораблей. И когда в 1943 году в эвакуации началась разработка уникального авианосца, казалось, что эта мечта партийной верхушки во главе с лично Иосифом Сталиным вот-вот осуществится. Однако новаторскому проекту не суждено было сбыться, а СССР еще много лет после этого не могла похвастаться званием авианосной державы.


Проект первого советского авианосца долгое время был под грифом «секретно», но даже снятие всего ограничений доступа к этим документам недостаточно пролили свет на историю этой так и не воплотившейся грандиозной задумки.

В 1940-х годах авианосцев в составе ВМФ СССР не было. /Фото: livejournal.com

В 1940-х годах авианосцев в составе ВМФ СССР не было. /Фото: livejournal.com

Авторство разработки уникального суперкорабля приписывают старшему технику-лейтенанту Костроминову. Однако современные исследователи подвергают сомнению это мнение, так как никаких данных, вплоть до имени и отчества, о нем попросту нет. Впрочем, это не мешает историкам и инженерам публиковать все новые исследования по этой теме.

Сведений о грандиозном проекте очень мало. /Фото: livejournal.com

Сведений о грандиозном проекте очень мало. /Фото: livejournal.com

Наиболее достоверным источником по истории создания советского авианосца являются воспоминания куратора проекта вице-адмирала Военно-морского флота СССР Леонида Гончарова. В них можно найти сведения о технических характеристиках амбициозной задумки.

Так, известно, что максимальная скорость советского суперкорабля – более 30 узлов, а водоизмещение – не менее 50 тысяч тонн. Предусматривалось обеспечить большой запас хода судна. Вооружение должно было состоять из 16 орудий калибра 152 мм, с дополнительным оснащением в виде спаренных и строенных орудийных установок.

Чертежи авианосца. /Фото: worldofwarships.ru

Чертежи авианосца. /Фото: worldofwarships.ru

Будучи авианосным кораблем, на нем предполагалось размещать крупные группы самолетов в количестве не менее 100 единиц, в основном – истребителей. По информации Novate.ru, в процессе разработки проекта инженерная группа основывалась на чертежах уже существующих кораблей, стоящих на вооружении ВМФ США и Великобритании, а также на плане немецкого «Графа Цеппелина».

«Граф Цеппелин». /Фото: russian7.ru

«Граф Цеппелин». /Фото: russian7.ru

В 1943 году, после того, как проект был положительно принят партийной верхушкой во главе с Иосифом Сталиным, началась активная работа по воплощению грандиозной задумки в жизнь. Разработка велась в условиях эвакуации учеными Военно-морской академии и АН СССР в городе Самарканд.

Сталин и партия поддержали амбициозный проект. /Фото: myseldon.com

Сталин и партия поддержали амбициозный проект. /Фото: myseldon.com

Однако проекту первого советского авианосца не суждено было воплотиться в жизнь. С приходом к власти Никиты Хрущева с его инициативы произошла трансформация концепции функционирования Военно-морского флота СССР, и «планам Костроминова» места там не оказалось.
Интересный факт: новый концепт ВМФ СССР авторства генсека вскоре также был признан бесперспективной.

В дополнение к теме: «Пятерка» наиболее грозных авианосцев в истории, вызывающих почтительный трепет.


Обратите внимание:







17549
9.08.2019 10:43
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё