Не так давно ВКС Балтийского флота России получили партию новейших многоцелевых самолетов Су-30СМ2. Переданные машины были построены на заводе с нуля. В обозримом будущем военное ведомство РФ намерено и дальше наращивать количество эксплуатируемых СМ2. Все это хороший повод для того, чтобы разобраться, чем же на самом деле является самолет Су-30СМ2, в чем заключается его отличие от предшественника и какие у машины могут быть перспективы.
Создан в 1989 году. |Фото: irosouzmash.ru.
В 1989 году в Советском Союзе совершил первый полет многоцелевой истребитель Су-30. Машина была разработана под руководством Игоря Викторовича Емельянова в ОКБ Сухого. В серийное производство 30-ый пошел в 1992 году. Сборкой самолетов занялись предприятия «Иркут» и КнААЗ. Большие надежды в контексте производства Су-30 возлагались на экспорт. Сегодня помимо России 30-ые разных моделей состоят на вооружении Индии, Алжира, Китая, Вьетнама и некоторых других государств. К слову, о моделях. Большинство из них – это коммерческие модификации под реалии той или иной страны-покупателя.
Многоцелевой истребитель. |Фото: livejournal.com.
Как это часто бывает с новыми оружием, в товарном количестве оно имеется у кого угодно, кроме самой страны-производителя. Из более чем 630 произведенных Су-30 на вооружении России стоит всего около 110 самолетов. Большинство из них это Су-30СМ, созданные на базе индийской версии 30-го - Су-30МКИ в 2012 году. На втором месте по популярности стоит Су-30М2. Наконец, новых Су-30СМ2 до недавнего времени в войсках было всего 4 единицы. При этом в основе всех современных моделей 30-х, лежит коммерческий Су-30К, который был первым после базового Су-30. Коммерческая машина от базовой отличалась двигателями, лучшим прицельным комплексом и другим креслом-катапультой.
Крайне серьезная машина. |Фото: Twitter.
При этом характеристики всех многочисленных моделей Су-30 отличаются не принципиально. В своей основе это борт для 2 летчиков с габаритами 21.9х14.7х6.36 метра и максимальной взлетной массой 34.5 тонны. Тяга двигателей составляет около 2х7 770 кгс в крейсерском редиме и до 2х12 500 кгс в режиме форсажа. На высоте самолет может разгоняться до 2 125 км/ч. Без дозоправки большинство моделей способна держаться в воздухе до 3.5 часов. Практический потолок – 17.3 км. Боевой радиус полета – 1.5 тысячи км. Вооружаются 30-ые одной 30-мм пушкой ГШ-301. Также каждый самолет имеет 12 точек подвески для ракетно-бомбового вооружения. Боевая нагрузка может достигать 8 тонн и состоять из управляемых ракет, бомб, блоков НАР, контейнеров КМГ-У и т.п.
Первые машины пошли на флот. ¦Фото: ferra.ru.
Что касается конкретно Су-30СМ2, то принципиальных отличий в характеристиках у самолета нет. Однако, так как СМ2 – это развитие СМ, а СМ создавался на базе экспортного МКИ, то до недавнего времени у «Сухого» была серьезная проблема. Собственно эта проблема – импортные комплектующие. Полностью отказаться от них смогли только в новом СМ2, который теперь является полностью отечественным самолетом. От предшественника «двойка» также отличается двигателем АЛ-41Ф1С (взят у Су-35), новой РЛС, стандартизированной с Су-35С БРЭО и более широкой номенклатурой вооружения.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, как «Аэрофлот» может дать второй шанс отечественному Ту-214.