Амигаса - соломенная или бамбуковая шляпа / Фото: abrakadabra.fun
Считается, что легендарный головной убор впервые появился в древней Японии. Сегодня широкополая соломенная шляпа неразрывно сплетена с традициями этой цивилизации – она так же обманчиво проста и неприглядна, но скрывает множество страшных и в то же время воодушевляющих тайн. Владельцы этих шляп скрывают лица в глубине плотных теней, а ещё глубже – в их головах – таятся хитрости, которыми они не преминут воспользоваться при встрече с недругом.
Как писал незабвенный классик японской литературы в одной из новелл: «Улицы еще были безлюдны. Все же они надвинули амигаса на глаза и направились к воротам храма Сёкоин, давно уже намеченным ими как место отмщения». Так Рюноске Акутагава в «Рассказе об одной мести» с простотой и одновременно глубиной описывает непреклонность самураев перед свершением возмездия.
Соломенная шляпа прикрывает им глаза – они специально потуже натягивают их на голову, и уже в этой детали чувствуется элемент драматургии. Безлюдность улиц лишь подчёркивает, что воздание справедливости происходит не на глазах у народа. Это не публичная казнь, которая может быть нечестной и не суд, который также может ошибаться. Справедливость приходит вдали от глаз толпы, в незримом измерении. И дома с хижинами тоже словно бы надвинули свои амигасы…
Амигаса в полной боеготовности / Фото: abrakadabra.fun
Возвращаясь к широкополой шляпе, которую столетиями носили жители востока, а именно Японии и Китая, нужно отметить, что произошла она всё же от головного убора, появившегося в Стране восходящего солнца. Если азбуку заимствовали жители островного государства, то здесь – совсем наоборот, произошло воздаяние традициям Японии.
В некотором роде, предшественницей амигасы является шляпа, которая даже звучит как её составная часть – «каса». Впервые её изготовили в древности для защиты от проливных дождей, которыми поныне славится Япония, но в прошлом они, согласно экспертам, были даже интенсивнее, поэтому можно считать, что выступали мотивирующим импульсом к появлению головных уборов. Азиатские страны до сих пор славятся обильными осадками из-за муссонов.
Касу носили все: она не служила приметой отдельных каст или общественных сословий. Она была таким же общим достоянием, как небо или рис – к слову, её, как и впоследствии амигасу, делали из рисовой соломы. Оседлые крестьяне, феодалы и странствующие ронины не гнушались плотной широкополой шляпой, а последние носили их чаще обычного, защищаясь в том числе и от слепящего в лицо солнца. Амигаса же плотно закрепила за собой статус головного убора самурая, хотя, опять таки, носить её не воспрещалось и представителям других родов деятельности – ничего постыдного в этом не было. Хотя можно было бы так подумать, учитывая сложную систему ценностей у жителей японской цивилизации.
Крестьяне работали на плантациях в широкополых шляпах из рисовой соломы / Фото: www.wondriumdaily.com
Диаметра около 60 сантиметров было достаточно, чтобы плотно закрыть голову – и, что является ещё одним важным предназначением шляпы – обеспечивать маскировку владельца. Он тут же обретает статус «инкогнито». Амигаса становится универсальным средством скрывания личности для шпиона и наёмника в чужих землях. Примерно в это же время её окутывает романтический флёр. Плотная, лёгкая и крепкая рисовая солома отбрасывает на лицо мягкую и непроглядную тень.
Китайский вариант из бамбука создаёт ещё более мрачный вакуум для головы – позволяет видеть только крохотное отверстие для обзора. Твёрдый каркас шляпы делается из твёрдых пород дерева или даже медных прутьев, и уже готовую основу обшивают каркасом из филигранно прилегающих друг к другу прутьев. Форма – традиционно коническая, реже встречались закруглённые, вогнутые и овальные выпуклые амигасы.
Кадр из фильма Самурай: Путь воина.
На этом список предназначений шляпы только успевает набрать обороты. Широкая область тени скрывает спрятанное оружие: раскладной лук табиюми, иногда клинок в форме полукольца, которые основательно закрепляются за внутреннюю часть твёрдого основания амигасы. Острый наконечник клинка окаймлён защитной полоской материи неброского, нейтрального цвета – в противном случае, его можно было бы распознать торчащим из-под полости головного убора. Своеобразный чехол одним движением ладони мгновенно сбрасывается, и воин приводит неожиданное орудие в полную боевую готовность.
ТС таким оснащением это не просто средство маскировки и защита от ненастья, но и смертельное оружие – даже кажется, что такой простой с виду элемент одежды в чём-то предвосхитил появление гибридной войны. Амигасу использовали ниндзя, ронины и самураи для поражения врага, запуская её в воздух – её плотность способствовала хорошим характеристикам аэродинамики во время любого полёта.
Кадр из фильма Семь Самураев
Амигаса, как и хорошая, увлекательная история, дарует своему владельцу безопасную ласковую темноту, скрывающую черты его лица, поражает наповал и не вызывает ощущения тяжести(в отличии от других, более приземлённых видов древнего оружия). Метание амигасы не стало обособленным видом боевого искусства – однако, в нём есть что-то от античного метания диска, которое входило в перечень семи классических единоборств. Бросок производят от плеча или бедра – опасное лезвие нередко поражало противника навзничь с одного удара. Шляпа пролетает свыше 15 метров, перманентно вращаясь вокруг собственной оси. Для кружения её предварительно слегка подкручивали перед броском. Как несложно догадаться, использование такого оружия требовало недюжинной сосредоточенности и зоркости.
Носитель боевой амигасы был сдержан и холоднокровен – мог обходиться без пропитания очень долго, и не выдавал своих слабостей, которые, как и всех, у него были. Неслучайно чаще всего использовали в бою хитроумный головной убор именно ронины – странствующие войны-кочевники, далёкие от оседлых отношений землевладельцев и вассалов. Эмоции и все сопутствующие мысли находятся где-то далеко за горизонтом, а на периферии – только цель, которую требуется поразить.
Кадр из фильма Меч Отмщения
Так, вторя амигасе, многие незамысловатые предметы нашей жизни скрывают тайные функции, и лучше остерегаться их, чтобы не испытать их скрытое предназначение на себе.