Ядерный поезд «Молодец»/ Фото: pikabu.ru
В Советском Союзе были созданы многие виды вооружений, которые приводили западных военных и экспертов в ужас. Одним из таких примеров является ядерный поезд-призрак, получивший прозвище у американцев «Скальпель», тогда как в СССР его называли условным именем «Молодец».
1. Все началось с идеи
БРЖК был принят на вооружение в 80-е годы/ Фото: life.ru
Под конец 80-х гг. в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) начался новый этап в истории развития – они приняли на вооружение первый боевой железнодорожный комплекс с ядерным вооружением (БЖРК). В странах западного мира он быстро получил статус «поезда-призрака», способного привести в ужас весь блок НАТО.
Назвать этот устрашающий состав исключительно советской разработкой нельзя, поскольку для его создания был позаимствован опыт зарубежных коллег. До подписания приказа о конструировании БЖРК в СССР, укомплектованного ядерной ракетой РТ-23, американские военные перестали развивать идею размещения такого вооружения на железнодорожном транспорте.
Первая и одна из наиболее массовых ракет на твердотопливной силовой установке LGM-30 Minuteman должна была базироваться на портативных платформах. Кроме того, американцы даже подготовили опытные образцы для перевозки до 5 таких ракет.
Однако после выполнения ряда исследований и расчетов проект в начале 60-х гг. свернули. Дело в том, что затраты на его реализацию были сопоставимы с производством 30 специальных поездов, в каждом из которых находилось бы по 150 вооруженных военных.
Концепция была по-новому пересмотрена в Советском Союзе. К слову, именно здесь идею американцев и воплотили в жизнь, а БЖРК даже поступил на боевое дежурство.
2. Почему ядерный поезд СССР приводил западные страны в ужас?
Советский ядерный поезд стал «страшным сном» для американцев/ Фото: e-news.su
Под конец 80-х гг. страны Запада начали верить, что «черт из табакерки» – это не просто высказывание и не игрушка советских инженеров, а по-настоящему мощное оружие массового поражения, способное стереть с лица землю целую европейскую страну. В это несложно поверить, если посмотреть на очень длинный поезд, состоящий из 17 вагонов с маркировкой «Сделано в СССР», а также располагающий полноценным ядерным потенциалом.
Внешне состав выглядит привычно и мало чем отличался от тех поездов, которые каждый день прибывали на советские вокзалы. Однако именно ему удалось превратиться в страшный сон для американцев и властей стран НАТО, которые так и не успели реализовать аналогичный проект, чтобы противостоять советскому монстру.
Соответственно, они понимали, что у потенциального врага на вооружении есть ужасающее оружие, которое очень непросто отследить. Это и приводило их в ужас.
За период существования БЖРК в распоряжении СССР было 12 таких поездов. Они эксплуатировались с 1987 по 1994 годы, но после были сняты с вооружения. Их прозвище «поездка-призраки» было очевидным, поскольку отличить такой состав от привычного пассажирского или грузового железнодорожного транспорта было очень сложно.
Даже профессионально обученные железнодорожники не могли выявить, где находится «спецрейс», а западные эксперты именовали такую концепцию SS-24 Scalpel.
3. Вся гениальность и сложность идеи
Поезд с пусковым оборудованием весил более 100 тонн/ Фото: techinsider.ru
Работы по созданию боевого поезда с ядерным вооружением на борту велись на заводе конструкторского бюро «Южное», а также в крупнейшем ракетном центре Советского Союза. Руководителями проекта стали два изобретательных конструктора – Алексей и Владимир Уткины. Если первый разрабатывал вагоны и локомотив для столь необычного багажа, то второй создавал ракету.
Создателям была поручена весьма амбиционная миссия с массой инженерных сложностей и сопутствующих подводных камней, усложняющих разработки. Разместить боеприпас с 10 боеголовками термоядерного типа мощностью в 500 килотонн в стандартном вагоне попросту не удавалось из-за внушительных габаритов. Ракета должна быть не больше 24 метров в длину, учитывая всю начинку и оборудование. Но на тот момент в СССР не было таких малых МБР.
Каждый поезд, укомплектованный пусковым оборудованием, весил свыше 100 тонн, что ставило под угрозу целостность железнодорожных путей при его движении, а тем более при запуске ракеты с пусковой установки, что сопровождалось внушительной нагрузкой на полотно.
4. Плюсы и минусы ядерного поезда
Поезд может преодолеть около 1000 км в течение суток/ Фото: podarilove.ru
Положительные качества и минусы поезда-ракетоносца очевидны. Такой состав практически незаметен для спутников противника, а еще и очень мобильный, поэтому может покрыть больше 1 000 км за сутки. Правда, полностью скрыть секретного «Молодца» не удавалось из-за наличия трех тепловозов.
Недостатки заключались во внушительной массе, которая становилась причиной рекордно больших нагрузок на ж/д-полотно.
5. Нестандартные решения
Для обслуживания поезда требовалось около 70 человек/ Фото: nstarikov.ru
Чтобы организовать перевозку ядерной ракеты, конструкторы создали вагоны, способные взять на борт до 135 тонн груза. При этом снаружи находилось не по 4, а по 8 пар колес, а также комплектовались раздвижной крышей. Как и обычная гражданская версия, этот боевой поезд включал 17 вагонов, при этом для достижения лучшей маскировки создатели не меняли их внешний вид и оформление.
Конструкция баллистической ракеты с базированием на железнодорожном транспорте существенно отличалась от привычной конфигурации, напоминая больше своеобразный трансформер. У обтекателя основной части появилась регулируемая геометрия, что позволило свободно разместить боеприпас в стесненных условиях. Пусковые модули, занимающие три вагона, потребовали установки специальных разгрузочных систем для равномерного распределения нагрузки между секциями.
В движение поезд приводился тремя 6-осными тепловозами ДМ62, имеющими по 2000 лошадиных сил мощности. Командная часть включала 7 вагонов. Также была предусмотрена цистерна с запасами топлива, а провианта, воды и горючего должно хватать на 28 дней передвижения без остановок. Для обслуживания такого поезда требовалось как минимум 70 человек.
6. За миг до конца света
Пусковая установка активировалась примерно за 3 минуты/ Фото: podarilove.ru
Затраты времени между получением приказа от высшего руководства ГШ и активации пусковой установки были минимальными – не более 3 минут. Поезд мог остановиться в любой точке, после чего из состава выдвигались гидравлические упоры, придающие дополнительную устойчивость.
Вспомогательные манипуляторы производили раздвижение и закорачивание проводов контактной сети, чтобы защитить их от огня, появляющегося при запуске ракеты из сопла. Модуль приводился в действие и устанавливался вертикальным образом.
Чтобы исключить угрозу для полотна и комплекса, старт решили сделать по типу минометного. Изначально снаряд подбрасывался с помощью заряда пороха на высоту в 12 метров, а после отклонялся от состава под определенным углом, и лишь затем срабатывал маршевый агрегат.
7. Поступление на вооружение и конец «карьеры»
«Призрак» поступил на вооружение в 1987 году/ Фото: mk.ru
Советский ядерный поезд-призрак поступил на вооружение в 1987 году, как и новый тип баллистических ракет. Перед этим инженеры провели массу испытаний, которые не всегда завершались удачей. Они продолжались с 1985 по 1987 годы. За этот период из поезда выпустили как минимум 32 тестовых образца ракеты.
Составу предстояло выполнить 18 выходов и преодолеть свыше 400 000 км пути. Когда проект поставили на боевое дежурство, на железных дорогах СССР появилось 12 таких составов из разных ракетных дивизий страны.
Ключевой особенностью поездов-ракетоносцев являлась их неуязвимость перед разведывательными спутниками противника. Дело в том, что такой транспорт попросту сливался с привычными поездами, поэтому выявить его и отличить от других составов было невозможно.
Это позволяло «призраку» моментально приготовиться к выполнению боевой задачи и выполнить запуск ракеты с любого уголка Советского Союза. Естественно, такая особенность приводила западных генералов в ужас. Однако длилось это недолго.
По итогам встречи Маргарет Тэтчер с Горбачевым западные генералы могли выдохнуть. Между сторонами был достигнут консенсус и подписан акт, определяющий то, что ни один поезд класса «Молодец» не выйдет за пределы своей постоянной дислокации, хоть и сохранит статус боевой единицы. Таким образом и начался вывод из боевого дежурства когда-то ужасающих БЖРК.
Встреча Тэтчер и Горбачева/ Фото: svoboda.org
После заключения ряда актов между ключевыми соперниками холодной войны перемещение суперпоездов оказалось под строгим контролем. Им можно было двигаться лишь по конкретным маршрутам, придерживаясь мест постоянной дислокации, а выполнять дежурство по всей жд-инфраструктуре не разрешалось.
Когда президентом России стал Борис Ельцин, он подписал с Джорджем Бушем соглашение, в котором указывалось совместное сокращение ядерного вооружения с разделяющимися головными частями.
Согласно этому договору, Россия обязывалась убрать с боевого дежурства все МБР серии «Молодец» и уничтожить их до 2003 года. И хоть договор оказался недействительным из-за односторонних действий США по выходу из акта по ПРО, «нулевой» поезд так не был спасен. Из всех 12 составов удалось сохранить только 2 экземпляра. По итогу они попали в музеи и остались в виде экспонатов.
Суть призрака заключается в том, чтобы появиться внезапно. И в 2013 году появилась информация о создании поезда нового поколения «Баргузин», но пару лет назад проект заморозили по экономическим соображениям. При этом правительство не отказывается от усовершенствования МБР «Рубеж» и «Сармат», а работы над «Баргузином», скорее всего, будут продолжены после 2027 года.
Интересно также узнать про 10 самых непрезентабельных военных автомобилей и вооружений за всю историю.