
На протяжении многих лет любители ножей задаются одним и тем же вопросом: а какой нож может считаться самым русским? И ведь правда: сегодня магазины завалены разномастными этническими ножами вроде финских, якутских и ещё многих других. При этом исконно русского ножа среди них скорее всего не найдёшь. Как и, впрочем, «исконных» ножей многих других народов. Однако, речь сегодня пойдёт всё-таки о родных пенатах.

На самом деле этнического русского ножа нет в природе.
Когда речь заходит о поисках самого русского ножа, то в первую очередь граждане, конечно же, обращаются к эпохе раннего Средневековья и Древней Руси, в частности. При этом очень быстро становится понятно, что никакой единой ножевой традиции в русских землях в ту эпоху попросту не существовало. Условно можно было бы выделить два торгово-ремесленных центра в лице Киева и Новгорода. Однако, и здесь поиски «русского» ножа натыкаются на огромное количество заимствований из других культур. Так, в северных новгородских землях было сильно влияние куда более древней финно-угорской ремесленной традиции. В то время как на юге в Киеве прослеживается мощное влияние не только европейской, но и восточной традиции.

Чаще всего этнические ножи появляются лишь у изолированных народов.
Средневековые ножи, обнаруживаемые на территории русских земель, слишком разнообразны, чтобы среди них можно было выделить какой-то по-настоящему «национальный». Причин тому несколько. Во-первых, в исконно славянских землях очень плохо обстоят дела с железной рудой. Из-за чего каких-то высокоразвитых (по меркам своей эпохи) центров металлургии, как в Индии, на Ближнем Востоке, Западной и Северной Европе здесь не появилось. Нет, конечно, восточные славяне умели обращаться с железом. Однако, дефицит, а значит и дороговизна хотя бы сносного материала всегда сужали простор для творчества и экспериментов. Впрочем, многие здесь справедливо заметят, что у каких-нибудь якутов тоже с железом так себе, но при этом якутский этнический нож всё-таки есть.

В русских землях для появления такого ножа не сложилось условий.
И здесь в дело вступает вторая причина. А именно тот факт, что на протяжении нескольких веков территории будущих России, Украины и Беларуси являлись своего рода транзитным ЗАО «Русь и Новгород». Днепровско-волжская торговля способствовала не только взрывообразному росту первого государства восточных славян, но и интенсивному культурно-технологическому обмену между разными регионами Европы, Азии и Ближнего Востока. Как результат, Древняя Русь очень быстро стала впитывать всё то, что считали лучшим и полезным её обитатели. Фактор активной торговли и быстрого роста богатства наложился на тогдашнюю скудность минеральных ресурсов, что и не позволило сформироваться какому-то чисто русскому ножу.

Современные якобы русские ножи - творчество нынешних мастеров.
В итоге, где-нибудь на Киевщине мастер вполне себе ковал ножи на степной или греческий манер, а в землях Новгородщины такой же мастер мог ковать на европейский или финно-угорский манер. В последующие века ситуация принципиально не поменялась. Даже после упадка транзитной торговли по Днепру земли бывшей Древней Руси всё так же испытывали на себе мощное влияние импортных технологий. Для формирования этнического ножа в родных пенатах просто не сложилось условий. Является ли это трагедией? Конечно же нет. Хотя бы потому, что любая классификация оружия, в том числе этническая – это не более, чем конструкт современного исследователя. Безусловно классификации нужны и полезны, но относиться к ним нужно лишь как к инструменту. Комплексовать о том, что у нас нет русского ножа – точно не стоит.

Проблема ли это? Нет.
Небесполезным будет и обратить внимание на то, что большинство современных этнических ножей на прилавках магазинов – это в 8.5 из 10 случаев инструменты, подаренные нам какими-то до поры до времени изолированными народами. В Европе такого быть практически не могло. Так как народы жили слишком тесно и при этом бурно развивались из-за чего все у всех постоянно «обезьянничали» на свой манер желая не только повторить для собственных нужд, но и при необходимости улучшить. Безусловно, мы всё еще в большинстве случаев можем проследить родословную и эволюцию инструмента или оружия. Однако, этническая принадлежность стальных игрушек в Старом Свете быстро терялась по причинам упомянутым выше. И земли восточных славян здесь не исключение.

Россия впитала традиции огромного числа других народов.
Отдельно стоит напомнить о том, что активное развитие металлургии в России началось лишь после построения нового централизованного государства вокруг Москвы. Причём очень не сразу. Бурный рост железного производства и литья начинается лишь во времена Петра I. И, хотя в этот момент всё ещё оставались «народные» кузницы, постепенно всё больше места в производстве оружия и инструментов занимает промышленный способ, который опирается не на «творческую эволюцию» изделий, а на научный подход. В этих условиях для формирования «чисто русского» ножа возможностей не остаётся совсем.
А вот интересное видео с нашего канала - рыбный день: зачем его придумали в СССР и почему он был именно в четверг
В продолжение темы читайте о том, как один советский ледокол спас 2 тысячи застрявших в Арктике китов с помощью музыки.
