Удивительной красоты Воронцовский дворец, построенный у подножия горы Ай-Петри в Алупке, – шедевр архитектуры, в очертании которого филигранно объединены сразу несколько стилей и эпох. Гармоничный дизайн с необычным сочетанием элементов английской стилистики, готики и экзотичными неомавританскими деталями, придает масштабному объекту особенную утонченность совсем непохожую на помпезные объекты того периода.
1. Автор проекта Воронцовского дворца никогда не был в Крыму
Генерал-губернатор Новороссийского края Михаил Воронцов, инициировавший строительство дворцового комплекса у подножия Ай-Петри (Воронцовский дворец, Алупка).
Имение князя Михаила Воронцова на крымском побережье (рисунок 1850 г.) | Фото: ru.wikipedia.org.
Михаил Воронцов – светлейший князь, герой войны, крупнейший государственный и военный деятель в 1823 г. был назначен генерал-губернатором Новороссийского края и наместником Бессарабии, что сыграло немаловажную роль в развитии Крыма и не только в качестве особенного винодельческого региона.
В Алупке, у подножия Ай-Петри с видом на Черное море Воронцов вознамерился построить роскошную резиденцию, где можно было бы останавливаться и устраивать великосветские приемы во время редких наездов на полуостров. Для разработки проекта дворцового комплекса был приглашен британский придворный архитектор Эдвард Блор. Учитывая, что Михаил провел все детство в Англии, неудивительно, что он тяготел ко всему английскому, и построить дворец решил в классическом английском стиле.
Автор проекта Эдвард Блор – английский архитектор, прославившийся проектами дворцовых комплексов.
План-карта Воронцовского дворца с парковой зоной дореволюционных времен. | Фото: travel.org.ua.
Примечательно: Эдвард Блор, прославившейся проектами для королевской семьи, ни разу не был в Крыму тем не менее ему удалось уловить особенную атмосферу горной местности, что позволило идеально вписать масштабный архитектурный ансамбль в живописный ландшафт. Строительными работами на месте руководил англичанин Уильям Хант, который не раз консультировался с автором проекта для усовершенствования того или иного внедрения. Это поспособствовало впечатляющей индивидуальности объекта, который невозможно спутать ни с каким другим.
2. Смешение стилей и эпох
Достаточно заглянуть лишь за угол дворца, чтобы попасть в другую страну и даже эпоху (Воронцовский дворец, Алупка).
Время строительства роскошного дворца, который должен был явственно подчеркнуть главенствующий статус владельца (с 1828 по 1848 гг.), пришелся на конец периода историзма, когда барокко и классицизм уступили место сентиментальному, романтическому и эклектическому направлению в искусстве и архитектуре. А если к этому прибавить, что на полуострове еще ощущалось влияние исламской культуры, то становится понятно, почему в очертаниях одного из красивейших и запоминающихся дворцов России того периода просматривались элементы неомавританского стиля, неразрывно связанного с многовековой историей Крыма. Стоит отметить, что внедрения носили не ярко выраженный характер, а были искусно завуалированы Эдвардом Блором под европейские детали разных эпох.
Суровые стены Шуваловского проезда напоминают о Средневековье (Воронцовский дворец, Алупка).
Например, дымовые трубы, хоть и напоминают крошечные минареты, но все же выполнены в готическом стиле. Даже, такие элементы как купола и главный портал с пилонами, присущие мавританской эстетике, выполнены в смешанном стиле, в котором угадываются как восточные мотивы (включая индийские), так и европейский романтизм.
Северный фасад дворца выполнен в стиле Тюдор, в котором переплелись элементы рыцарских замков и усадеб английских феодалов (Воронцовский дворец, Алупка).
Мощные башни с изящными застекленными эркерами; парапеты зданий, увенчанные средневековыми зубцами и огромные стрельчатые окна; глухие угрюмые стены Шуваловского проезда (хозяйственной части комплекса) и эффектные французские балкончики, элементы стиля Тюдор и уточенные балюстрады – эти и многие другие детали Воронцовского дворца свидетельствуют о том, что в нем переплелись не только разные эстетические каноны, но и целые эпохи, сменяющие друг друга.
Главный портал Южной парадной лестницы – самый узнаваемый элемент дворца, в котором переплелись немавританский и индийский стили (Воронцовский дворец, Алупка).
Западные ворота с каменными башнями перенесут в Средневековье (Воронцовский дворец, Алупка). | Фото: marinagra.livejournal.com.
Благодаря разнообразию стилей, обходя весь комплекс, входящий в территорию Воронцовского дворца, легко представить путешествие из страны в страну и даже из столетия в столетие. Для этого не нужно изобретать машину времени, достаточно обогнуть стену дворца, из чопорной Англии или Италии легко можно попасть в Турцию, а из Средневековья — в эпоху Возрождения.
3. Покой Южной парадной лестницы охраняют львы, изготовленные в Италии
Главной изюминкой Воронцовского дворца является Южная парадная лестница с «Львиной террасой» (Алупка, Крым). | Фото: krimavtotrans.info.
Спящие львы – любимцы публики (Воронцовский дворец, Алупка).
Южная парадная лестница дворца, которую еще называют Главный портал «Альгамбра», выполненная в индийском стиле – это одна из самых эффектных и примечательных частей комплекса Воронцовский дворец. Являясь связующим звеном между верхней частью архитектурного ансамбля с нижней, приморской, она превратилась в главное место прогулок знати, которую и оформили с особой тщательностью. Доподлинно известно, что скульптуры для «Львиной террасы» были изготовлены в мастерской известного итальянского скульптора Винченцо Бонанни.
Посередине Южной парадной лестницы установлена пара скульптур, просыпающихся львов (Воронцовский дворец, Алупка).
Самые грозные львы находятся на вершине лестницы, прямо у входа в Главный портал «Альгамбра» (Воронцовский дворец, Алупка).
Летом 1848 года изваяния из каррарского мрамора были доставлены из Италии и установлены попарно. Покой Южной парадной лестницы охраняет 6 львов. Внизу, у основания лестницы, находятся два сладко спящих льва, одного из которых высек сам мастер. Посередине террасы установлены просыпающиеся гиганты, а вот наверху – грозные стражи катают идеально круглые шары.
4. Интерьеры роскошных палат и залов сохранились в первозданном виде
Интерьеры Парадного и Китайского кабинетов соответствуют своему названию (Воронцовский дворец, Алупка).
Ситцевая и Голубая гостиные открыты для посещений (Воронцовский дворец, Алупка).
Несмотря на политические потрясения и войны, которые не обошли стороной полуостров и само государство, роскошные интерьеры Воронцовского дворца сохранили свой первозданный вид. Какие-либо изменения в дизайне происходили лишь по инициативе владельцев – членов семьи Воронцовых, владевших летней резиденцией до самой Великой Октябрьской революции. Здесь, как и в оформлении экстерьеров, нет единого стиля, который бы можно было назвать основным. Эклектика сквозит в оформлении и парадных залов, и личных покоев известнейшего рода России.
Парадный зал для приемов и Парадная столовая Воронцовского дворца (Алупка, Крым).
Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что каждый зал и апартаменты имеют особенный колорит и тематику, без повторений и копирований дизайна других дворцовых резиденций. Говорящие сами за себя названия помещений (Английский холл, Китайский кабинет, Турецкая комната, Сираскирская гостиная или Голубая гостиная, Ситцевая комната, Зимний сад, Парадная (рыцарская) столовая и др.) полностью отражают тематику и стиль, в котором они оформлены. Созданию соответствующей атмосферы способствовали как выбор отделочных материалов, так и мебель, текстиль, ковры, росписи, произведения искусства и элементы декора.
5. Ландшафтный дизайн
Воронцовский дворец окружает пейзажный парк, идеально гармонирующий с природным окружением (Воронцовский дворец, Алупка).
Учитывая месторасположение дворца и климат Южного берега, неудивительно, что Михаил Воронцов не забыл и об организации роскошной парковой зоны. За два года до начала строительства потомственный немецкий ботаник, ученый-садовод Карл Кебах взялся за обустройство красивейшего пейзажного парка и зимнего сада под открытым небом. Если посмотреть на парковый ансамбль с высоты, то можно заметить, что он устроен в виде древнеримского амфитеатра, только вот площадь его достигает 40 гектар. Основной идеей дизайна стало абстрактное переплетение каменистых структур с грамотно подобранным растительным покровом.
На территории Верхнего парка преобладают композиции из природного камня (Воронцовский дворец, Алупка).
В Верхнем парке преобладает суровость каменистых горок, террас, хаотичных скоплений массивных камней и целых глыб диабаза (магматическая горная порода, один из видов базальта), сгруппированных в лесном массиве и вокруг природного озера, которое называют Зеркальным или Лебединым. Озеро практически не изменяли, единственное, что в его центре установили фонтан.
Парковая зона Воронцовского дворца (Нижний парк).
Нижний же парк обрамляет Воронцовский дворец, обеспечивая гармоничное слияние с побережьем. На его территории преобладают цветущие клумбы и красивейшие аллеи, вдоль которых высажено более 200 видов растений, включая экзотические, привезенные с разных уголков земного шара. Среди лужаек и аллей спрятаны павильоны и беседки, установленные возле источника «Чайный домик» и фонтанов «Раковина» и «Мария» (последний является точной копией фонтана «Слез», находящего в Ханском дворце Бахчисарая).
6. Национальный музей и резиденция для высокопоставленных лиц других государств
Во время оккупации немцы вывезли много ценных предметов, но дворец не разрушили (Воронцовский дворец, Алупка).
К счастью, бурные революционные годы, лихолетья Гражданской и Великой Отечественной войн не нанесли вред Воронцовскому дворцу. В 1921 году, после национализации роскошный дворцово-парковый ансамбль превратили в музей. Во время войны экспонаты не удалось эвакуировать, поэтому самые ценные артефакты были разворованы фашистами, но само здание при этом не пострадало (благодаря усилиям старшего научного сотрудника музея С. Г. Щеколдина).
Британская делегация во главе с Черчиллем в Воронцовском дворце чувствовала себя как дома (Воронцовский дворец, Алупка).
Одним из важнейших событий в истории послереволюционного периода дворца стало посещение СССР глав государств-союзников, для проведения Ялтинской конференции, на которой решалась судьба послевоенной Европы. Прибывшая на эту встречу делегация из Великобритании во главе с Уинстоном Черчиллем (4–11 февраля 1945 г), располагалась как раз в Воронцовском дворце.
С 1956 года архитектурно-парковый ансамбль Воронцовский дворец является одной из самых посещаемых достопримечательностей (Алупка, Крым).
В послевоенное десятилетие Воронцовский дворец был передан в ведение НКВД и использовался в качестве государственной дачи для высокопоставленных партийных чиновников страны. Здесь с королевским размахом в окружении роскоши и природной красоты отдыхали Лаврентий Берия, Лазарь Каганович, Вячеслав Молотов и многие другие. А вот начиная с 1956 г. государственные мужи решили, что Воронцовский дворец снова должен стать музеем. Начиная с 1990 года на его базе был организован Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, в который входит не только Воронцовский дворец, но и парк-памятник садово-паркового искусства, а также Массандровский дворец-музей Александра III.
7. Воронцовский дворец в кинематографе
Роскошные дворцовые интерьеры засветились во многих советских фильмах (Воронцовский дворец, Алупка).
В Воронцовском дворце снимались «Алые паруса» и «Мио, мой Мио» (кадры из фильмов).
Крымское природное разнообразие и неповторимый ландшафт позволяет снимать «натуру» независимо от того, события какой страны отражены в киноленте. Здесь легко отыскать и пустынные прерии Дикого запада, и лунный пейзаж, и необитаемые острова или неприступные вершины, покрытые снегом, и таинственные замки или колоритные усадьбы. Учитывая неординарную красоту Воронцовского дворца (помним, что в его эклектичных формах и интерьерах отражены множество стилей и эпох), неудивительно, что его роскошные залы, парк и даже хозяйственный блок можно увидеть во многих сценах фильмов, снятых как в советские времена, так и после.
В Воронцовском дворце было снято множество атмосферных сцен.
Воронцовский дворец и пейзажный парк стали натуральными декорациями фильмов: «Алые паруса», «Десять негритят», «Гамлет», «Обыкновенное чудо», «Небесные ласточки», «Печки-лавочки», «После дождичка в четверг», «Асса», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Фаворский», «Сафо», «Гамлет. XXI век», «Беловодье. Тайна затерянной страны», «Источник познания» и многих других.
А вот новое видео нашего канала:
Готика стала одним из тех направлений в архитектуре, которое безошибочно могут определить даже дилетанты. Для тех, кому это сделать затруднительно, рекомендуем ознакомиться с особенностями изысканной эстетикой популярнейшего в мире стиля.