Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



5 марта 1946 года Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую Фултонскую речь, которая стала формальной датой начала холодной войны между капиталистическим и социалистическим блоками. Железный занавес был опущен, но каждый из блоков при этом хотел знать: какие «козни коварные» строит сосед.


Самолеты Локхид А-12. |Фото: he.wikipedia.org.

Самолеты Локхид А-12. |Фото: he.wikipedia.org.


На дворе были ранние 1960-е. 12 октября 1960 года Никита Сергеевич Хрущев выступил в ООН и якобы пообещал всем показать какую-то там «kuzkina mother», а также постучал ботинком по трибуне. Давал ли руководитель СССР такие обещания, был ли у него в руке ботинок, вообще ли Хрущев запечатлён на легендарном видео и была ли у Никиты Сергеевича в ООН трибуна (спойлер: нет) – споры ведутся по сей день. Однако, даже если все это легенда, то легенда крайне показательная.

Самолет-разведчик Ю-2. |Фото: livejournal.com.

Самолет-разведчик Ю-2. |Фото: livejournal.com.


Вот в такое дивное время и началась история без преувеличения замечательного самолета Lockheed A-12! В общем еще со второй половины 1950-х годов ЦРУ хотело получить в свое распоряжение добротный самолет-шпион, который позволил бы разведке без каких-либо проблем подглядывать за тем, что интересного происходит на «красном» Востоке. Так как А-12 должен был беречь капиталистическое Отечество, то в КБ проект получил название «Архангел». Тендер на разработку машины выиграла компания Lockheed, перед которой поставили задачу сделать что-нибудь лучше, чем уже начавший устаревать самолет-разведчик U-2.

Кровавая большевистская гэбня ведет на суд Гэри Пауэрса. |Фото: livejournal.com.

Кровавая большевистская гэбня ведет на суд Гэри Пауэрса. |Фото: livejournal.com.


Сказано – сделано. Новый самолет-разведчик разработали в кратчайшие сроки. Получилось настолько неплохо, что уже после первых летных испытаний на полигоне Грум Лэйк в 1962 году ЦРУ заказало сразу 12 таких машин. Предполагалось, что новые A-12 полностью заменят собой парк устаревших U-2. И хотя тесты машины начались в 1962, де-факто самолет Lockheed был полностью готов еще в 1960-м. Однако как это часто бывает, всякая там бюрократия и мелкие доработки не позволили американским летчикам ухватиться за роскошный штурвал новой игрушки сразу. Всякие занудные инженеры и генералы в роскошных погонах хотели, чтобы A-12 не только летал, но еще и не падал. А то летчик для ЦРУ стоит немало, а A-12 вообще-то стоит еще больше! Разведке и проблем с U-2 хватало.

Вильям Фишер. Советский разведчик с британскими корнями. |Фото: kkftonus.ru.

Вильям Фишер. Советский разведчик с британскими корнями. |Фото: kkftonus.ru.


Тем более, что с U-2 на тот момент были уже огромные проблемы. Ведь как минимум один такой самолет был сбит под Свердловском еще 1 мая 1960 года, что дорого обошлось американцам. Небезызвестный летчик Гари Пауэрс не слишком горел желанием отдавать жизнь за капиталистическое Отечество и предпочел немного посидеть в советском «ГУЛАГ». Правда, сидел Пауэрс на особом положении, таком особом, что даже Никита Сергеевич Хрущев предлагал из Америки американскому летчику отца для встречи привезти. Кормили три раза. Да так, что Пауэрс-бедолага по итогу отсидки еще и в весе прибавил… В общем делалось все, чтобы ранимого душой уроженца солнечной Калифорнии не слишком травмировал холодный климат за стенами «Владимирского централа». А в 1962 году Гэри и вовсе обменяли на раскрытого в США советского разведчика Рудольфа Абеля в миру Вильяма Генриховича Фишера.

Лучший двигатель 20 века. |Фото: Twitter.

Лучший двигатель 20 века. |Фото: Twitter.


И хотя лично для Гэри все кончилось более-менее хорошо, в ЦРУ всей этой историей были не слишком довольны. А потому и потребовался новый самолет. Такой, какой не сможет сбить ни одна большевистская ракета! В итоге Lockheed A-12 служил в качестве самолета-разведчика с 1963 по 1968. По иронии судьбы вытеснить U-2 новенький A-12 так и не смог. Американская «Ю-шка» используется ВВС по сей день, а вот «папенька дрозда» был списан в утиль. Хотя, конечно, работа была проделана не зря. Ведь именно в рамках проекта A-12 появится знаменитый гибридный турбореактивный двигатель J58, благодаря которому еще 12-ый в 1963 году разгонял до ранее недоступных 3.2 Маха (3 818.42 км/ч).

СР-71 Черный дрозд. ¦Фото: militaryarms.ru.

СР-71 Черный дрозд. ¦Фото: militaryarms.ru.


По официальным данным, американцы успели наклепать 16 самолетов Lockheed A-12 из которых три – это тестовые прототипы. Для сравнения «дедовских» U-2 произведено не менее 86 штук. Де-факто эксплуатировалось 13 машин, из которых 6 ЦРУ по разным причинам все-таки умудрилось потерять в 1963, 1964, 1965, 1966, 1967 и 1968 годах. Оставшиеся А-12 сегодня используются в качестве памятников и музейных экспонатов. Хотя проект в целом вышел неоднозначным, благодаря ему американцы смогли создать один из интереснейших авиационных двигателей, а главное в том, что именно А-12 проложил дорожку для проекта Lockheed SR-71 Blackbird – знаменитого «Черного дрозда», который известен уже хотя бы тем, что на нем летали герои комикса Люди-Х! Но это все уже другая история.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, как СССР помог в создании лучшего американского самолета-разведчика SR-71 Blackbird.


Обратите внимание:







6370
7.07.2022 21:15
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё