Каталитический нейтрализатор – это элемент выхлопной системы автомобиля, необходимый для снижения токсичности выхлопных газов. Благодаря ему углеводороды преобразуются в воду, монооксид углерода - в углекислый газ, оксид азота - в обычный азот. Снижение токсичности выхлопа путем расщепления газов до относительно безопасных достигается благодаря использованию в конструкции катализатора редких металлов.
1. Зачем кому-то нужны старые катализаторы?
Катализатор штука дорогая. /Фото: lehighvalleylive.com.
Катализаторы считаются востребованным вторичным сырьем. Чаще всего из старых катализаторов извлекают платину, родий и палладий. Ценных металлов в конструкции важной детали не более 0.8% от массы. Однако, в фактическом выражении это означает, что в среднестатистическом автомобильном нейтрализаторе содержится около 1.5 грамм платины, 0.15 грамм родия и до 1.4 грамм палладия. На первый взгляд это совсем не много. Однако, цена палладия составляет около 60 долларов за грамм, платины – около 30 долларов, а родий за грамм и вовсе обходится по 300-400 долларов. Другими словами, рациональная утилизация этих деталей отнюдь не лишена смысла.
Перерабатывать имеет смысл только в промышленных масштабах. /Фото: orthomodel.com.
Само собой, рациональная утилизация и вторичная переработка катализаторов имеют хоть какой-то экономический смысл только при промышленных объемах производства. Поэтому главным конечными покупателями б/у нейтрализаторов остаются специальные заводы. Драгоценные металлы извлекаются из вторичного сырья путем выщелачивания, гальваники и электродугового нагрева. Каждый из этих методов требует не только специальных знаний и навыков, но и подходящего оборудования, а также специальных химических реактивов, что делает любительскую добычу драгметаллов из катализаторов не рентабельной. К сожалению, все это создает, в том числе прецеденты воровства исправных катализаторов в автомастерских. Хотя подобные случаи все-таки редки.
2. Нужно ли вообще срезать катализатор?
Катализатор нужно менять. /Фото: carpro.com.
Все, что один человек построит, другой всегда сломает! В широком смысле эта обывательская максима справедлива и для каталитических нейтрализаторов автомобиля. Как и практически любая другая деталь в транспортном средстве, нейтрализатор «изнашивается» теряя свои эксплуатационные качества. Длительная езда с неисправным катализатором чревата поломкой двигателя автомобиля. Поэтому рано или поздно нейтрализатор все-таки придется менять.
Замена – не просто лучшее, а единственно правильное решение в подобной ситуации. Обычно менять катализатор приходится после 150-170 тысяч км пробега. Проблема заключается лишь в том, что замена этой детали серьезно бьет по карману, так как «средний» автомобильный нейтрализатор стоит около 50 тысяч рублей.
Увы, деталь не вечна. /Фото: ecotradegroup.com.
Собственно, именно по этой причине некоторые водители решаются на удаление каталитического нейтрализатора без последующей установки новой запчасти. В таких случаях автомеханики чаще всего устанавливают вместо катализатора самодельную «обманку». При этом очень важно убедиться в том, что работники сервиса не просто срезали неисправный катализатор, но и осуществили перенастройку датчиков выхлопной системы. В противном случае автомобиль без катализатора будет неправильно формировать топливную смесь, что в свою очередь может привести к новым поломкам.
Новенький стоит недешево. /Фото: avtotachki.com.
Однако, даже если все было сделано правильно, езда без катализатора чревата рядом неприятных последствий: возросшая шумность автомобиля, ошибки в работе лямбда-зонда, появление неприятного запаха, образование масложора. Также, если инспектор ГИБДД заметит отсутствие нейтрализатора, он выпишет штраф на 500 рублей за нарушение 9.10 ТР ТС. В любом случае удаление катализатора без последующей замены – это не развод автомобилиста, но вынужденная мера в условиях отсутствия возможности купить новую деталь прямо сейчас.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему запотевают автомобильные фары, и как это исправить.