
В период холодной войны геополитическая обстановка в мире была весьма обостренной. Открытого вооруженного конфликта между США и СССР не было, но существовало идеологическое непонимание. Каждая страна старалась занять лидирующее положение, демонстрируя противникам мощь своего вооружения. Именно в этот период в Советском Союзе был создан летательный аппарат «Бизон».
1. Технологические характеристики М-4

Власти требовали создать самолет, способный летать со скоростью порядка 1000 км/час
Автором проекта самолета М-4, который позже стали называть «Бизон», был В. Мясищев. В технологическом задании было сказано, что требуется создать такую машину, которая сможет лететь со скоростью почти 1000 км/час. При этом самолет должен быть способен без проблем поднимать в воздух до 5 тонн боеприпасов.
«Бизон» получился очень большим. Чтобы выполнялись все условия ТЗ, Мясищеву пришлось:
Конечно, расход топлива у воздушного гиганта был огромный. Зато самолет показывал мягкий взлет, а управлять машиной было легко. На всех тестовых испытаниях «Бизон» получил самые высокие оценки. В 1954 было принято решение о серийном производстве М-4 и активной эксплуатации для решения боевых задач возможного конфликта.
2. Задачи, которые планировалось решить с помощью мощного самолета

М-4 должен был стать надежным защитников рубежей страны
Советский Союз был активным участником холодной войны, поскольку стремился укрепить свое положение на международной арене, продвигая социализм. Посредством серийного производства мощного самолета М-4 Министерство обороны планировало обеспечить надежную защиту социализма и противостоять навязыванию капиталистических идеалов со стороны Европы и США.

М-4 «Бизон», вид сверху
Чтобы отстоять право на независимость, стране требовалось показать, что у нее есть мощная военная техника, способная отразить любой удар врага. При этом одной из стратегических целей СССР в холодной войне было достижение паритетных отношений с США в сфере вооружений. Эта цель предполагала активное развитие производства боеприпасов и военной техники.

Американский межконтинентальный стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress
В Советском Союзе знали, что у американцев имелись боевые самолеты В-52, способные перевозить на большие расстояния не только боеприпасы, но и огневые установки. Чтобы оставаться конкурентоспособным, СССР требовалось создать подобный летательный аппарат. Кроме того, стране нужна была боевая техника, чтобы при необходимости организовать оперативные и бесперебойные поставки бомб и иных вооружений.
3. Проблемы летательной машины

Двигатели М-4 потребляли слишком много топлива
Установленные на «Бизоне» двигатели модели АМ-3 позволяли самолету набирать высокую скорость и без проблем доставлять грузы в любые точки мира за несколько часов. Но при этом они потребляли слишком много топлива. Если «Бизон» выходил на задание, то все прочие советские самолеты оставались на полигоне, так как их двигатели нечем было заправлять. Все резервы шли на обеспечение полета М-4.
Так, «Бизон» расходовал 3 тонны топлива в час. Чтобы не отказываться от эксплуатации другой советской военной авиации, было принято решение не отправлять М-4 на удаленные объекты. Однако поручать сверхмощной летательной машине поставку боеприпасов в близлежащие районы оказалось нецелесообразно.

Для экономии топлива на самолет поставили менее мощные двигатели, но это не помогло
Наряду с этим выполнение самолетом реальных боевых задач выявило недоработки конструкции:
1. Шасси велосипедного типа существенно осложняло посадку на неровной поверхности и повышало риск повреждения корпуса самолета из-за незначительного крена колес.
2. Огромному М-4 требовалось не менее километра для разбега, а в условиях боевых действий найти такую длинную полосу было проблематично.
Рациональных вариантов для решения этих проблем найти не удалось. Для экономии топлива на М-4 поставили менее мощные двигатели, но эта модификация потребовала обучать экипаж выполнению дозаправки топливных баков прямо в воздухе. Но существенно сэкономить топливо это не помогло.
Постепенно все «Бизоны» были выведены из строя и определены на складское хранение. Несколько модифицированных моделей оставили для поставки запчастей ракет типа «Энергия» и крупногабаритных блоков на Байконур. Это сделало «Бизон» причастным к истории развития космонавтики.
А теперь интересное видео с нашего канала:
Тизер к проекту «Архитекторы будущего»
Интересно также узнать про МиГ-3: за что советские лётчики любили едва ли не самый бедовый истребитель Великой Отечественной.
